Убитые дороги. Кто ответит за «мокруху»?

Алёна ГРЕБЕНЮК // Гривна № 9 (946) 21.02.2013

На Херсонщине 97% автомобильных дорог требуют ремонта. Большинство из них были построены в 1960–1980 годы, и сегодня их межремонтные сроки превышены в 4–5 раз

В ?целом на балансе Службы автодорог в Херсонской области – 5002 кило­метра дорог общего пользо­ва­ния: 1446 километров – государ­ственного значения, остальные – местного.

Как рассказал «Гривне» начальник этого ведомства Николай Савченко, в 2013 году из госбюджета им выде­лили 80 миллионов гривен, но это только на эксплуатационное и теку­щее содержание дорожного покры­тия. То есть на ямочный ремонт, посыпку на случай гололёда в зимний период, для обеспечения порядка на придорожной полосе. А о том, чтобы провести капитальный ремонт, строительство или реконструкцию транспортной «артерии» нашего региона, пока речь не идёт, так как деньги на это ещё не поступили.

И поступят ли вообще? Например, в 2012 году реконструкцию дорожного полотна двух направлений – Николаев–Херсон и Херсон–Джанкой – профинансировали на 50 миллионов гривен, а надо в целом ещё порядка 700 миллионов.

В преддверии весны практически на всех автодорогах Украины – как после бомбардировки. Похоже, в связи с этим народ теряет терпение и в со­­-
циальных сетях выкладывает не только видео с разбитыми магистралями и свой опасный «фристайл», но и резкие комментарии в адрес ответ­ственных за это чиновников. А самые активные водители-киевляне решили не молчать и на этой неделе вышли на акцию протеста к «Укравтодору» с вопросом: «Я плачу налоги, где мои дороги?» Но остались без ответа, так как их проигнорировали.

Тем временем чиновники подсчитывают ямы, которых, по словам министра инфраструктуры Владимира Козака, 1,4 миллиона квадратных метров. Также там «кивают» на две беды разрушения дорог в городах – сложные зимние погодно-климатические условия и перегруженные фуры, которые портят трассы. А Генпрокуратура устроила «разбор полетов» в территориальных подразделениях «Укравтодора». Как сообщил прокурор Пшонка, ревизии во всех регионах подтвердили завышение объемов и стоимости дорожных работ на сумму почти 177 миллионов гривен. В целом за два последних года такие корруп­ционные нарушения привели к убыт­кам в 225 миллионов гривен.

Но водителям от этих фактов, как говорится, ни холодно ни жарко, и вряд ли этим сегодня удивишь. Автомобилистам приходится только «выворачивать карманы», чтобы отремонтировать машины, которые они ежедневно «убивают», передвигаясь по своим городам. Хотя некоторым водителям за поврежденные автомобили всё-таки удалось отсудить у территориальных подразделений «Укравтодора» по паре десятков тысяч гривен. Такие случаи были в Киеве, Луцке, Полтаве. Также «наказал» родную дорожную службу николаевец. Он вел судебную тяжбу с дорожниками за 547 гривен, но выиграл дело и получил, кроме по­траченных денег на ремонт авто, еще 780 гривен за судебные издержки и 200 – за моральный ущерб.

А вот в Херсоне о таких случаях среди своих автомобилистов не слышно, хотя в областном центре объезжать злополучные ямы всё сложнее. Как подтвердил заместитель начальника горуправления транспортной, дорожной инфраструктуры и связи Вячеслав Никитенков, в капитальном ремонте нуждаются все городские автодороги с твердым покрытием. Это более 3,5 миллиона квадратных метров полотна. По его словам, такая ситуация сложилась не только из-за недостаточного финансирования, но и потому что сегодня возросла нагрузка на дорожное по­крытие – увеличилось количество легковых машин и большегрузов. А также свою лепту вносят аварийные ситуации на водопроводных магистралях, которые проложены под автодорогами. Порывы в основном случаются в зимний период, и по­этому дороги остаются разрытыми, как правило, до весны–лета, пока водоканал их не восстановит. И после этого дорожное полотно можно считать испорченным, ведь нарушена целостность покрытия. Таким образом в Херсоне появляются новые ямы. Сегодня на некоторых улицах суще­ствует до пяти разрытий. Например, на участках от улицы 295-й Стрелковой дивизии до проспекта Ушакова, от улицы Пионерской до Садовой, на улице Чайковского и других.

А из-за ям, больше похожих на котлованы, на перекрестке улиц Молодёжной и Степана Разина свой маршрут изменили даже ранее проезжавшие там автобусы. Пешеходам тоже надоели подобные дыры в асфальте, и люди их засыпают строи­тельным мусором. Однако и это не выход. А одна херсонка, не выдержав такой разрухи в переулке Доры Любарской, где расположены несколько учебных заведений, с просьбой обратить внимание на проблему пришла в мэрию. Но там ей объяснили, что с ремонтом дороги в переулке придется подождать, ведь денег на всё не хватает, потому в первую очередь предпочтение отдают главным улицам.

По словам Вячеслава Никитенкова, в 2013 году из госбюджета выделены субвенции: на текущий ремонт дорог – 4 миллиона 564 тысячи гривен, на капитальный – 9 миллионов 700 тысяч. А запланировано работ свыше чем на 33 миллиона, то есть около 19 миллионов придется «поискать» в городском бюджете. При стабильном финансировании запланировали отремонтировать проезжие части на улицах Запорожской, Карла Маркса, Крымской (в районе ТЭЦ), Ракетной, Комсомольской и других. «Меньше всего нам хочется прибегать к ямочному ремонту – он самый неблагодарный, – утверждает Вяче­слав Иванович. – Но из-за недостаточного финансирования приходится "латать" покрытие».

Кроме того, в текущем году продолжат работы на Бериславском шоссе за счёт государственных субвенций области, из них выделят на этот ремонт 10 миллионов гривен. В 2012 году эта сумма составила 14 миллионов гривен.

Ещё одна из причин бедственного положения отечественных дорог – некачественный ремонт. Ежегодно украинские водители сталкиваются
с одной и той же картиной: после таяния снега отремонтированные минувшим сезоном дороги снова превращаются в дырявую полосу препятствий. Чиновники утверждают, что они портятся преимущественно из-за перепада температур в основном на некачественных участках, где трассу просто «латали». Ведь на прокладку магистралей по всем технологиям зачастую не хватает денег. Во многих городах укладывают на проезжую часть «холодный асфальт», с которым можно работать при температуре ниже нуля градусов. Но технология укладки и профессионализм рабочих оставляют желать лучшего.Со слов Вячеслава Никитенкова, в Херсоне не практикуют метод «холодного асфальта», а массово приступают к ремонту дорог, когда температура воздуха достигает +100С. Однако брака на дорогах областного центра хватает. Это показала ревизия отремонтированных участков. Например, в 2012 году некаче­ственно отремонтировали часть улиц Ленина и Филатова. Кстати, организация, которая там напортачила, не только проведет «работу над ошибками», но и продолжит ремонт, не законченный в минувшем году. Также устранят брак на внутридомовых проездах некоторых домов в Таврическом микрорайоне. Причем ликвидировать недостатки это предприятие должно за свой счёт до 30 апреля. Иначе, как сказал Никитенков, этот вопрос придется решать в судебном порядке.

Кроме того, он не исключает, что «латки» рассыпаются из-за низкого качества битума. Херсон закупает его у кременчугского завода. Раньше битум поставлял Херсон­ский нефтезавод, и таких проблем практически не было. «С каждым годом качество переработки неф­ти улучшается, а качество её отходов ухудшается», – объясняет Вяче­слав Иванович. Также, чтобы городские дороги стали гладкими, не хватает рук хороших специалистов и новой техники.

© 2015 ИА «Херсонцы». Все права защищены.
Информационное агентство "Херсонцы". Свидетельство о государственной регистрации: КВ № 272-135Р от 15.12.2011
Редакция сайта может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы.
При копировании материалов со страниц ИА «Херсонцы», для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка.
Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов.
Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.
Email: kherson.inform@ukr.net