Дороги «убивают» законы физики?

Елена Пименова (Вгору № 8 (543) 21.02.2013)

По крайней мере, так объясняет появление рытвин и ухабов Премьер-министр Николай Азаров. Он считает, что снег забивается в трещины на дорогах, тает, потом снова замерзает и разрушает покрытие изнутри.

Как вы думаете, когда в нашей стране появятся хорошие дороги? Ну почему сразу никогда? Будьте оптимистичней! Специалисты коммунального предприятия "Укравтодор" предположили, что отечественные водители смогут насладиться качественными дорогами—лет через 85. Они подсчитали, что при сегодняшнем уровне финансирования и темпах строительства сделать дороги хорошими получится только к концу этого века. Видимо, для того, чтобы ускорить процесс "покращення" проезжих частей, прокуратура взялась за проверку дорожников. Уже генеральный прокурор Украины Виктор Пшонка заявил, что факты завышения стоимости дорожных работ нашли во всех регионах. А как обстоит дело с дорогами в нашей области?

Раз проверка, два проверка

Коль Генеральная прокуратура активно взялась за ситуацию с дорогами, то и Херсонская областная прокуратура займется этим вопросом. Она проверит, сколько на самом деле бюджетных денег "засыпали" в ямы на дорогах. Как нам рассказали в пресс-службе, такие проверки проводились и в прошлом году. И даже нашли нарушения. В 2013 году такая проверка еще не проводилась.

Что касается выявленных нарушений, то подробней о них вашему корреспонденту рассказал херсонский прокурор по надзору за соблюдением законов в транспортной сфере Руслан Грищук:
- Проверки проводятся постоянно. Например, в конце 2012 года внесены в единый реестр досудебных расследований 2 уголовных производства. Первое - государственное предприятие "Херсонский облавтодор" закупил горючесмазочные материалы по завышенным ценам. Второе касается закупки краски для дорожной разметки. Одна из филий "Облавтодора" закупила ее па 170 тысяч дороже реальной стоимости. Еще в прошлом году мы заявили иск на 39 тысяч гривень. Именно на такую сумму один из подрядчиков завысил стоимость выполненных работ. Деньги он вернул. Сейчас продолжаются проверки относительно размещения объектов сервиса вдоль автодорог.

На ямы жалуйтесь в ГАИ

Следят за состоянием областных дорог и сотрудники ГАИ.  За 2012 год по области составлено 270 предписаний на ликвидацию ям на дорогах. За их невыполнение составили 88 протоколов на руководителей дорожных коммунальных служб. В этом году составили уже 21 подобное предписание. И уже 5 протоколов за невыполнение, - рассказывает старший инспектор УГАИ в Херсонской области Роман Пивень. - Материалы направляются в суд и уже он определяет сумму штрафов.

Есть у автоинспекции и планы проверок дорог. Они проходят в апреле-мае и октябре-ноябре. К слову, граждане могут написать заявление в ГАИ о плохих дорогах. Сотрудники туда выедут вместе с дорожниками. Если наличие ям подтвердится, то вынесут предписание об устранении. По словам Романа Пивня, подобных заявлений у них немало.

Но и это еще не все. В украинском Админкодексе есть статьи, предусматривающие штраф за плохие дороги. Это четыре части ст. 140 - нарушение правил, норм и стандартов при содержании автомобильных дорог, непринятие мер по своевременному запрещению или ограничению движения либо обозначению на автомобильных дорогах и улицах мест проведения работ. Еще - ст. 139 - повреждение автомобильных дорог, улиц, дорожных соорулсений, железнодорожных переездов и технических средств регулирования дорожного движения, создание препятствий для движения и непринятие необходимых мер по их устранению. И третья - ст.188-28 - невыполнение законных требований должностных лиц Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Украины. По этим статьям в прошлом году инспектора ГАИ области составили 421 протокол, в этом - уже 35.

Ремонтировать будут!

Но не все так плохо! Есть для херсонских водителей и радостные новости. В этом году дороги в городе будут ремонтировать, некоторые - даже капитально. Об этом рассказал начальник Управления транспортной, дорожной инфраструктуры и связи Херсонского горсовета Юрий Христич:
- Есть список дорог, которым в этом году мы будем делать капитальный ремонт. Это улицы Косты Хетагурова, Ракетная, Комсомольская, Рабочая, Ладычука, Молодежная, Крымская, Соборная, Чайковского, Коммунаров, Пионерская, Садовая, Филатова. Ремонтироваться они будут во втором и третьем квартале. Потому что сначала надо заказать проектно-сметную документацию, потом пройти экспертизу, затем ГАСК. К тому же, температура воздуха должна быть не меньше +10. На капитальный ремонт предусмотрено порядка 18 млн. гривень. Что касается ямочного ремонта, то мы начнем его буквально на следующей неделе. В первую очередь это будут наши транспортные магистрали, а именно Киндийскос шоссе, Ушакова, Перекопская, Кулика. Для ямочного ремонта будем использовать холодный асфальт.

Еще Юрий Христич рассказал, что если на дороге образовались дырки, то они предъявляют претензии подрядчикам.
- Мы либо снимем с них деньги за ремонт, либо они будут переделывать. И мы уже это сделали. Ведь гарантия на дорогу прописывается в договоре. На мелкий ремонт, например, год. На капитальный - года 3. Всего же на ремонт херсонских дорог в 2013 году предусмотрен 31 миллион гривень.

Еще одна радостпая новость - областные дороги тоже планируют приводить в порядок. Например, в середине весны планируется капитальный ремонт трассы на Крым.
- Мы занимаемся ремонтом дорог общего пользования. И эту работу делаем постоянно, - говорит начальник Службы автодорог Херсонской области Николай Савченко. - На сегодняшний день мы выполняем текущий ремонт. Еженедельно проводим экспертизу состояния дорог в каждом районе. В 2013 году на текущий эксплуатационный ремонт нашей службе планируют выделить 80 млн. грн. Планы на капитальные ремонты сейчас находятся на согласовании в "Укравтодоре". На балансе нашей службы находится 5002 км автодорог. Из них 1500 - государственные, магистральные, региональные и территориальные, остальные - дороги областного значения и сельские.

К тому же, Служба сейчас ремонтирует свой участок международной трассы М14 (Одесса-Мелитополь-Новоазовск), М17 (Херсон- Джанкой-Феодосия-Ксрчь) и М18 (Харьков-Симферополь-Алушта- Ялта).

Вместо асфальта - кредиты?

Недавно "Укравтодор" озвучил, что 170 тысяч км отечественных дорог требуют капитального ремонта. Они отработали свой возраст 2-3 раза. А чтобы их "реанимировать" нужно каких-то...450 млрд. грн.

Сейчас же "Укравтодор" получает в тридцать раз меньше - порядка 15 миллиардов. Из них только 2 млрд. грн. идет именно на дороги. Остальными деньгами предприятие погашает кредиты.

За все ямы, провалы и трещины на трассах и других дорогах водители платят из своего кармана. Как, впрочем, и за ремонт собственного авто, пострадавшего из-за "убитых" дорог. Так называемый дорожный акциз заложен в каждой тонне топлива. Каждый раз, когда водитель наполняет бак своего автомобиля, он платит за отечественный асфальт от 80 до 140 грн. Поэтому юристы советуют украинцам судиться для возмещения ущерба в случае, если их машины пострадали вследствие неудовлетворительного состояния дорожного покрытия.

ОСТАННІ НОВИНИ