Штрафы на дороге «покращать»
Вгору №36(571) 5.09.2013
Законопроектом, который предлагает ужесточить штрафы для водителей за нарушение безопасности дорожного движения, власти хотят узаконить произвол работников ГАИ. Ведь в Украине увеличение штрафов - это автоматически увеличение взяток.
Подготовленный на очередное правительственное заседание проект изменений в ряд законов но обеспечению безопасности дорожного движения, даже при его беглом анализе, и отдаленно не похож на грузинскую реформу Госавтоинспекции. О статусе патрульных, их материальном обеспечении не упоминается ни разу.
Зато продолжает раскручиваться репрессивный маховик с введением преимущественно сомнительных новаций. Тех, которые вскоре через новоявленные взятки же повлияют на материальное положение патрульных и их покровителей. Однако рациональное зерно в предлагаемых изменениях есть. Кодекс об административных правонарушениях - КАП - призван побуждать водителей пользоваться ремнями безопасности. Штраф за непристегнутый ремень увеличат с трех-пяти необлагаемых минимумов доходов - 51- 85 грн., до пяти-десяти, 85-170 грн. Пожалуй, пора вспомнить и о том, что задними ремнями безопасности в мире также принято пользоваться, а ими оборудуются все современные автомобили.
Следующая новация - запрет "установка осветительных приборов, не соответствующих конструкции транспортного средства". Речь идет о прямом запрете доморощенного "ксенона" за 100 долл. Это безусловный плюс. Хотя предлагаемое наказание за "светомузыку" все же чрезмерное: 510-595 грн. Правда, расширенная трактовка термина "переоборудование" рискует отразиться на владельцах стареньких Жигулей, Москвичей и Запорожцев. Скажем, самовольное установление на "копейке" фар от ВЛЗ-2106 формально попадает под статью. Хотя с точки зрения безопасности выигрыш очевиден. Не следует забывать и про задние фонари.
Дальше уже не до иронии. Правительство запланировало значительно усилить ответственность за "невыполнение законных требований работника ГАИ". Сейчас такая "невнимательность" стоит 255-300 грн., а правительство хочет поднять ее до 450-850 грн. Таких аппетитов не выдержал даже Минюст. В своем заключении он написал, что "невыполнение законного требования прокурора наказывается штрафом максимально 600 грн. Следовательно, нужно соблюдать ранжир, потому что не может инспектор ГАИ по статусу быть весомее прокурора, настаивает глава Минюста Елена Лукаш.
Дальше - больше. Безопасности движения также мешают неисправное рулевое управление, плохая тормозная система и чрезмерно тонированные стекла. За все перечисленные нарушения предлагается штраф 450-600 грн. Для патрульных это непаханная целина. Даже "сертифицированная" пленка, наклеенная на стекло иномарки, которая уже имеет заводскую тонировку, грозит штрафом. В случае вступления в силу документа казна может пополниться сотнями миллионов.
Кроме КАП, изменения предлагается внести и в законы "О милиции" И "О дорожном движении".
Правительство считает, что МВД имеет право "установить порядок контроля техсостояния колесных транспортных средств во время эксплуатации". Речь не только о посещении представителями ГАИ автохозяйств с правом "выдавать предписания об устранении выявленных нарушений". Речь идет о возвращении "инструментального контроля" на восстановленных пунктах ДПС. Этакий принудительный техосмотр, который несколько лет назад отменил Виктор Янукович. Юристы опасаются, что вместе с новыми штрафами ГАИ вырастут и взятки, мол, взятки обойдутся дешевле.
"Чтобы узнать техсостояние авто, нужно спецоборудование, на глаз это определить нельзя", - говорит адвокат Вадим Володарский, специализирующийся на защите прав автолюбителей.
Кульминация документа - обязательство Кабмина разработать порядок запрещения эксплуатации транспортного средства. Не иначе, как для извлечения на утилизацию.
Кстати, в обнародованном пакете документов по Соглашению об ассоциации с ЕС есть норма о введении в Украине в течение пяти лет системы технического контроля авто. К счастью, нигде не указано, что этим будет заниматься ГАИ.