На всех парах — к катастрофе

Степан Панайотов//Гривна №35(972) 22.08.2013

Дешевый» проезд в автобусах херсонцы всё больше оплачивают собственными жизнями либо здоровьем

За простого водителя замолвите слово

Подъем в 5:00 и ежедневная тяжелая работа в жару и холод с 6 часов утра до 5 вечера - вот судьба, которую вполне добровольно выбрал для себя херсонец Сергей Банар. И всё бы ничего, но заработка от такого труда уже не хватает даже на то, чтобы прокормить семью. А уж будущего Сергей Иванович откровенно опасается!

- Я за баранкой с 1978 года. Водил и грузовые автобусы, и пассажирские, 5 лет даже в Германии отработал - возил детей советских военнослужащих в школу. Позже купил там подержанный автобус «Мерседес» и выехал с ним на автобусные маршруты Херсона. Два года назад «Мерседес» я продал, занял в придачу к вырученным деньгам еще $ 10 тысяч, и приобрел не новый, однако ухоженный «Богдан», на котором по договору с коммунальным предприятием «Херсонкоммунтранссервис» вожу пассажиров по маршруту номер пять с Шуменского микрорайона на Молодежный пляж, - рассказывает Сергей Банар. - Однако сколько еще смогу продержаться, и сам не знаю. Ведь на протяжении двух минувших лет месячная выручка как была 6-7 тысяч гривен, так и осталась, даже немного уменьшилась. А вот расходы на горючее, запчасти, техобслуживание, новые шины за это же время выросли вдвое - до 3-3,5 тысяч гривен. «Чистыми» в месяц у меня остается в лучшем случае те же три тысячи гривен, из которых половину я отдаю в счет долга. Сменного водителя не наймешь, да и на жизнь остается тысячи полторы - для семьи с двумя детьми сумма по нынешним временам смехотворная. Жена говорит, что с такими заработками скоро меня из дому выгонит. Я отшучиваюсь - дескать, буду ночевать в автобусе. Но еще хорошо, что хоть его никто не отбирает. Если бы брал на него деньги в банке под проценты, то рассчитаться бы за него не смог, и автобус забрали бы, как забирали у десятков моих коллег. Зайдите в Интернет - там предложений о продаже такого вот залогового транспорта сотни!

На маршрутах — автохлам

В Херсоне 39 автобусных маршрутов обслуживают 7 фирм-перевозчиков. Однако собственного транспорта у них лишь четверть, а все остальные автобусы являются частными и принадлежат таким же предпринимателям, как уже знакомый нам Сергей Банар. Собираемой ими платы за проезд с учетом подорожания горючего и запчастей хватает только-только, чтобы прожить. А ведь многие новые автобусы куплены ими в кредит, который тоже надо отдавать с процентами. Осознав, что с такими ценами на проезд сделать это невозможно, хозяева автобусов вместе со своими «кормильцами» перебираются туда, где проезд стоит дороже - в Киев или Днепропетровск, а то даже и в Россию. Их места на маршрутах областного центра чем дальше, тем больше занимает откровенный автохлам, с которым ни о комфорте, ни о безопасности для пассажиров говорить уже не приходится.

- Пока городские власти думают, а стоит ли повышать плату за проезд хотя бы до 2,5 гривни, владельцы современных автобусов отказываются гробить их на наших разбитых дорогах «за здорово живешь» и просто уезжают из города, - откровенно выдает весь расклад начальник отдела безопасности движения КП «Херсонский коммунальный транспортный сервис» Андрей Мерзлов. - Возьмем для примера наш маршрут номер 25 «Молодежное - ХБК». Еще два года назад на нём работали три комфортабельных 20-местных «Ивеко» и 42-местный «ПАЗ» - все в отличном состоянии. Сейчас предприниматели эти автобусы забрали, а вместо них на маршрут пришли владельцы пяти «ГАЗелей», которые по 10-12 лет эксплуатировались и уже «на ходу сыплются». Мы бы с удовольствием сами обновили парк, но цена нового автобуса средней вместимости «стартует» от 370 тысяч гривен, а при такой стоимости проезда даже детали покупать накладно. Вот сейчас близится сезон холодов - надо 600 тысяч гривен на «зимнюю» резину, а взять их негде.

Автобус по полчаса не будет

Не будет преувеличением сказать, что сейчас фирмы-перевозчики Херсона медленно, но уверенно разоряются - они едва могут выполнять свои обязанности, зафиксированные в условиях договоров с муниципальными властями. Об этом можно судить хотя бы по изменению количества и качества автобусов, которые выходят на уличные маршруты. После предыдущего повышения стоимости проезда в 2009-м с 1,5 до 2 гривен пассажиров в областном центре обслуживали 720-750 автобусов и еще 50 находились в резерве. Сейчас на улицы выходят уже 525-530 автобусов максимум, а с резервными их осталось не более шестисот. С учетом того, что и число троллейбусов сократилось вдвое, назревает настоящий транспортный коллапс.

- Если так пойдет и дальше, то уже через год время ожидания автобуса на остановках общественного транспорта для херсонцев вырастет с нынешних 2-15 минут до 15-30. А о том, какие именно автобусы будут ходить, я даже думать боюсь, - констатирует начальник коммунального учреждения «Диспетчерская служба автоматизированной системы транспорта», главный диспетчер Марина Виркул. - Да что уж говорить о будущем, если сейчас сравнительно новых маршруток осталась едва двадцатая часть от их общего количества. Да и профессиональное мастерство водителей удручает - платят им гроши, и лучшие специалисты просто покидают Херсон в поисках достойных заработков.

Сэкономим деньги — заплатим кровью

Жители отдаленных пригородов Херсона всё активнее засыпают власти жалобами - автобусов ждать долго, приходят какие-то дряхлые развалины, да еще и салоны битком набиваются. Людей можно понять - они хотят комфорта и безопасности. Но за удобства, как известно, нужно платить, а у нас подорожание проезда с 2 до 2,5 гривни пассажиров категорически не устраивает даже притом, что на ряде маршрутов его себестоимость уже перевалила за 3,8 гривни.

Вдобавок с оплатой проезда у нас вообще царит хаос: её изменение всецело зависит не от экономической ситуации, а только от прихоти чиновников. Скажем, стоимость поездки в автобусе по маршруту №30 «Антоновка - 2-й Таврический» на расстояние в 21 километр у нас обходится в 2 гривни, так как горисполком «добро» на подорожание проезда не дает. В то же время поездка 6-километровой дальности от Центрального рынка до Чернобаевки будет стоить пассажиру три гривни просто потому, что этот маршрут считается пригородным, и тарифы на нем Херсонская облгосадминистрация пересматривает куда чаще, чем горисполком. Не так давно мне довелось побывать в Лиссабоне и поглядеть, как там работает общественный транспорт. Автобусы в португальской столице ходят как хорошие часы - минута в минуту, салоны кондиционированы и сверкают чистотой. Однако поездка обходится в один евро, то есть почти в 11 гривен на наши деньги! Мы же хотим получать всё то же самое, но впятеро дешевле. А так не бывает: бесплатный сыр, как известно, встречается только в мышеловках.

- Меня частенько упрекают в том, что я ратую за подорожание проезда в автобусах и отстаиваю интересы перевозчиков, а не простых горожан. При этом «народные заступники» упускают из виду простую вещь: чем сильнее цена поездки в херсонской маршрутке отстает от ее реальной себестоимости, тем хуже состояние общественного транспорта. И тем большую потенциальную угрозу для пассажиров он собой представляет, - резюмирует начальник управления инфраструктуры, транспорта и связи Херсона Юрий Христич. - Сегодня в Украине остались только три города , где проезд в автобусах стоит две гривни. Это Херсон, Львов и Луцк. И заметьте: именно в этих городах больше всего нареканий на работу общественного транспорта.

Возможно, пересмотр стоимости проезда в Херсоне власти оттягивают из политических соображений - не желают «дразнить гусей» перед будущими выборами городского головы. Но если достойную плату за проезд не берут деньгами, то она всегда взимается кровью. Без 4-5 пострадавших или погибших в авариях с участием маршруток у нас и месяца не проходит, а в недалеком будущем ситуация станет еще хуже. Готовы ли мы платить эту страшную цену за поездку от остановки до остановки?