Маршрутки Херсона: готовимся к повышению стоимости проезда

 Татьяна Кирпа//Гривна №34(971) 15.08.2013

После круглого стола, посвященного проблемам пассажирских перевозок в Херсоне, могло сложиться впечатление, что повышение стоимости проезда в маршрутках областного центра - вопрос практически решенный. Остальное, как говорится, дело техники

Хотя бы не потерять, что есть

На мероприятие под названием «Круглый стол "Состояние и перспективы развития транспортной инфраструктуры города Херсона"» журналистов пригласили в минувший четверг, 8 августа. Правда, формат встречи напоминал, скорее, пресс-конференцию: с одной стороны были выступающие - представители городской власти и фирм-перевозчиков, с другой - работники СМИ. «Не всё ли равно?» - скажете. Может быть, и нет разницы. Но круглый стол подразумевает всестороннее обсуждение проблемы с приглашением различных заинтересованных сторон. А в этом случае выступавшие озвучили перед журналистами своё видение работы «транспортного цеха» в Херсоне.

Главный посыл сводился к одному: существующий тариф на проезд не покрывает всех расходов и растущих потребностей, и спасти существующее положение дел может только повышение стоимости проезда. В этом случае на круглом столе не хватало тех, кто бы «с чувством, с толком, с расстановкой» обрисовал ситуацию с точки зрения пассажиров: уж им-то есть что сказать (в редакцию «Гривны» чуть ли не каждый день обращаются горожане, жаждущие поделиться впечатлениями от проезда в маршрутке или троллейбусе). Правда, избежать волны возмущения качеством предоставляемых перевозчиками услуг и графиком работы общественного транспорта организаторам круглого стола всё-таки не удалось. Журналисты - тоже пассажиры, и многие из них воспользовались случаем, чтобы озвучить то, что наболело.

Как бы то ни было, вот некоторые «ключевые моменты», названные участниками встречи. Нынче в областном центре порядка 40 маршрутов обслуживают 7 предприятий, в распоряжении которых - около 600 единиц транспорта. Ежедневно на маршруты выходят примерно 500 автобусов, перевозя 150 тысяч пассажиров, а также 25-28 троллейбусов, услугами которых пользуются 50 тысяч горожан. Электротранспорт в Херсоне - «отдельная песня» (эту тему «Гривна» регулярно освещает), поэтому речь шла прежде всего о маршрутках.

Так, по словам начальника отдела «Херсонкоммунтранссервиса» Андрея Мерзлова, средний возраст «бегающих» по городу маршруток - 7 лет: это не так мало. При том что количество автотранспорта, который используют для городских пассажироперевозок, постоянно уменьшается, а средний возраст подвижного состава - растет. «Любому перевозчику транспортные средства тяжело поддерживать в исправном состоянии, - отмечает Андрей Владимирович. - По сравнению с 2009 годом, когда в Херсоне было повышение тарифа на проезд до 2 гривен, цены на запчасти изменились на 50-100%, а по некоторым позициям и на 150%... Речь не идёт о том, чтобы обновить: сегодня нужно не потерять то, что есть. Знаю, что в Херсоне было 800 автобусов - сейчас их количество недотягивает до 600. Транспортные средства приходят в негодностъ, их сдают в металлолом. Возможности купить новые нет».

Водитель с голым торсом? Бывает...

Ещё одна озвученная перевозчиками проблема - профессиональный уровень водителей. Мол, для «дышащей на ладан» техники нужны высококвалифицированные кадры. Подготовка и повышение профуровня обходятся недешево. К тому же высококлассным водителям нужно и платить соответствующе, а ввиду отсутствия в Херсоне такой возможности, наши земляки едут на работу в Киев, за границу. «Поэтому работаем с теми, кто есть», - констатировали перевозчики. Это уже не говоря о внешнем виде некоторых водителей или их пристрастии к громкому прослушиванию музыки. Однако нужно учитывать, что человеку за рулём маршрутки тоже приходится нелегко: например, в жару отработать 8 часов без кондиционера - то ещё «удовольствие». Чего же удивляться, что водитель рулит в шортах и рубашке нараспашку, смущая пассажиров голым торсом?

Правда, есть у нас и пара комфортабельных автобусов - МАН и «Мерседес», которые обслуживают 35-й маршрут. Но, говорит гендиректор ОАО «Рембыттехника-Херсон» Валерий Сивак, сегодня они убыточные. К тому же управление ими требует от водителя определенных знаний. «Водителя учили-учили, а он не на ту кнопку нажал - "порвал" муфту, которая стоит $ 3 тысячи. За сколько он их заработает?» - говорит перевозчик.

Ну и невозможно обойти тему состояния проезжей части. Маршруточники сетовали, что «убитые» дороги не только повреждают технику, но и напрямую влияют на безопасность движения автотранспорта, постоянно держат водителя в напряжении. Более того, есть маршруты, которые не обслуживают именно из-за состояния дорожного покрытия (так, 42-я маршрутка не может идти по улице Димитрова, мимо поликлиники).

Дешевле ходить пешком?

Камень преткновения в этой ситуации - конечно, финансы. Перевозчики бьют на то, что в соответствии с методикой расчета тарифов на услуги пассажирского автотранспорта, зарегистрированной в Минюсте в 2009 году, их пересмотр должен происходить в связи с изменением условий производственной деятельности. В том числе - если горючее подорожало более чем на 10%. А по сравнению с 2009-м стоимость топлива выросла почти вдвое.

Так что все вышеперечисленные аргументы вкупе говорят в пользу пересмотра тарифа на проезд в маршрутках, отмечают перевозчики. С предложением пересмотреть расценки они уже обратились в горисполком. Юрий Христич сообщил, что ему поручено изучить экономическое обоснование повышения. Причём такое обоснование подано отдельно по каждому маршруту. Например, для маршрута № 35 перевозчик видит логичным стоимость проезда в 3,88 гривни. В зависимости от маршрута перевозчики предлагают тариф на уровне от 2,75 до 4 гривен. Будут ли эти цифры претворены в жизнь и как скоро? И станут ли выслушивать мнение пассажиров? «Если будет принято решение исполкома по тарифу по каждому предприятию в отдельности, то в таком случае общественные слушания не проводятся, - сказал Юрий Петрович. - Если будет принято единое решение исполкома, объединяя все предприятия перевозчиков, то общественные слушания проведут». Изучить предложения по маршрутам начальник транспортной, дорожной инфраструктуры и связи пообещал в скором времени.

Что ж, думается, повышение стоимости проезда в херсонских маршрутках тоже не за горами. «Хотите вы или нет, мы всё равно к этому подойдём, - прозвучало на круглом столе. - Ездить на новых автобусах или на старых, зависит от того, сколько это стоит». Но справедливости ради хочется заметить, что сколько бы перевозчики ни жаловались на свою тяжёлую жизнь, уходить из этого бизнеса никто не спешит.

ОСТАННІ НОВИНИ