Депутат Ларионов: «Наша задача - сделать так, чтобы не стало хуже»

Херсонский вестник №29(1195) 18.07.2013

Сейчас много говорят о реформе медицинской отрасли. Однако чаще всего по этому поводу говорят далекие от медицины политики или чиновники, причем, как правило, они начинают рассуждать о какой-либо отдельной проблеме, наивно предполагая, что все без исключения их слушатели отлично разбираются как в самой проблеме, так и в реформе в целом.

О том, что же из себя представляет эта реформа, о сроках ее реализации, о принципах предоставления медицинской помощи в рамках реформирования отрасли, о первичной медико-санитарной помощи в доступной форме рассказывает заместитель главного врача коммунального учреждения «Херсонская городская клиническая больница им. А.С. Лучанского», депутат городского совета Владимир Ларионов.

«Давайте представим медицину в виде пирамиды, где на самом нижнем, широком звене будут первичные медицинские организации: участковые врачи, ФАПы, педиатры и так далее. Чуть выше по пирамиде - это уже поликлиники; еще чуть выше - это городские стационары; еще выше - областные. При этом, если проанализировать, с чем именно обращаются люди в больницу, мы видим, что в 80 процентах случаев проблему можно решить на первичном уровне. И решают - именно на первичном. Однако, при финансировании эта пирамида почему-то имеет обратную форму. Даже по самым оптимистическим подсчетам на первичное звено выделяется всего-навсего 10%. Вот и представьте: 10 процентов - основным исполнителям и 90 процентов - надстройке над ними. Причем, это даже не учитывая тот факт, что финансирование медицины явно недостаточное. Это несправедливо, и сколько бы денег в эту сферу не закачивалось, расходуются они неэффективно.

Президентом была объявлена реформа медицинской сферы с 2010 года. Но ведь и при Кучме, и при Ющенко все время велись разговоры о том, что эта реформа назрела. Просто в 2010 году, наконец-то, хватило, политической воли, чтобы эту реформу начать делать.

Реформа медицинской сферы - это попытка выделения нижнего звена пирамиды таким образом, чтобы можно было проводить целевое финансирование,чтобы вообще перестроить под это звено всю систему здравоохранения. Чтобы, во-первых, вложенные туда деньги расходовались именно на эти нужды и, во-вторых, чтобы улучшить управляемость. Сейчас у нас существуют огромные махины с невероятным количеством коек, и иногда все-таки нужно разобраться: нужно ли нам их столько, какие нужны, правильно ли они используются и, вообще, стоят ли эти койки тех денег, что в них вкладываются. Поэтому, собственно, и создаются сейчас, в рамках реформы, Центры первичной медико-санитарной помощи. Эти Центры и включают в себя все первичное звено: это - ФАПы, амбулатории семейных врачей и те службы, которые раньше были в многопрофильных поликлиниках: участковые врачи, педиатры и семейные врачи. Еще к ним добавляется небольшое количество узких специалистов.

Реформа рассчитана до 2020 года: если сейчас не хватает высококвалифицированных медиков широкого профиля, то их подготовкой занимаются соответствующие вузы. Когда они появляются, их нужно трудоустроить. Причем, новая структура должна начать работать заранее. Дорога ложка к обеду: молодой специалист должен прийти на место работы, где уже все должно быть подготовлено к его приходу.

У реформы есть этапы. Первый этап - это передача всех карет «скорой помощи» на областной уровень. Второй этап - это и есть создание таких Центров первичной медико-санитарной помощи. Третий этап - это создание госпитальных округов.

Наша главная задача - это не выполнение Программы Президента, а ПРАВИЛЬНОЕ ее выполнение. Чтобы на переходном этапе (а я не говорю, что сразу же всем станет лучше - это было бы наивно) не стало хуже, чем есть сейчас. Кроме того, мы должны социально защитить наших работников не только чтобы никого не потерять, но и чтобы заполучать, по мере необходимости, новых.

В нашем районе было восемь ФАПов. Шесть из них мы ликвидировали, организовав вместо них амбулатории семейных врачей. То есть, никто не говорит о ликвидации вообще - в нашем случае правильнее говорить о переименовании. В организованных амбулаториях работают те же люди, но! - к ним еще добавлен врач! Ведь ФАП - это фельдшерско-акушерский пункт, не предполагающий обязательное наличие врача. Вот и думайте, куда предпочтет прийти человек со свой жалобой на здоровье: к фельдшеру или к врачу?

Кстати, уже сегодня более 30 процентов населения Херсона обслуживается семейными врачами! Это казалось невозможным; нам говорили, что институт семейных врачей нам здесь не организовать, не будет ни врачей, ни их клиентов. Но ведь мы это сделали. И вот уже есть результаты. Например, не так давно у нас произошел не очень приятный инцидент: наша семейный врач сломала ногу. И группа бабушек пришла к нам с требованием: «Где наша врач, верните нам ее скорей!».

ОСТАННІ НОВИНИ