Что принесёт херсонским учреждениям реформа?
Беседовала Дарья Морская//Горожанин и горожанка №29(1366) 18.07.2013
На путь реформирования сегодня вышли ведомства и службы едва ли не всех сфер деятельности в Украине. Не является исключением и государственная уголовно-исполнительная служба. Постановлением Кабинета Министров Украины на базе этого ведомства в 2013-2017 годах будет внедряться государственная целевая программа реформирования. О том, как это отразится на херсонском регионе и конкретно на учреждениях пенитенциарной службы, территориально находящихся здесь, в интервью нашему изданию рассказал начальник управления ГПтС Украины в области, генерал внутренней службы Владимир Пинькас.
- Владимир Григорьевич, прежде всего, объясните, в чем заключается основная цель программы?
- Целью программы является реформирование Государственной уголовно-исполнительной службы, совершенствование ее деятельности по соблюдению прав и свобод человека в процессе исполнения уголовных наказаний, приведение условий содержания осужденных и лиц, взятых под стражу, в соответствие с европейскими стандартами, создание условий для исправления и ресоциализации осужденных, получения ими образования и приобретения профессии.
- Если я правильно понимаю, решающим понятием в реформе является гуманизация. Каким образом служба будет достигать такой цели?
- Пути реформирования Государственной уголовно-исполнительной службы определены Концепцией государственной политики в сфере реформирования Государственной уголовно-исполнительной службы Украины. Возможны два варианта пути, по которому мы пойдём. Первый вариант заключается в реализации определенных законодательством задач в сфере исполнения уголовных наказаний и обеспечении функционирования органов, учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов в рамках существующей системы финансирования. Однако в последние годы финансирование Государственной уголовно-исполнительной службы осуществлялось на уровне 40% от потребности. Системное финансирование не в полном объеме может обусловить необходимость привлечения финансовых и материальных ресурсов предприятий учреждений исполнения наказаний для обеспечения питания, поддержания минимального уровня материально-бытового и медицинского обеспечения осужденных. Что, понятно, не может не сказываться в негативном ключе на прибыльности самих предприятий.
- Если при существующей системе финансирования возможно лишь частичное решение проблемных вопросов, что не позволит достичь цели указанной концепции, как можно выйти из ситуации?
- Есть и второй вариант развития. Он предусматривает внедрение программного подхода к формированию политики в сфере исполнения уголовных наказаний на среднесрочную перспективу, что позволит:
• привлечь к реформированию Государственной уголовно-исполнительной службы дополнительные не запрещенные законом источники финансирования;
• повысить эффективность управления в сфере исполнения уголовных наказаний;
• обеспечить в учреждениях исполнения наказаний и СИЗО условия содержания в соответствии с международными и национальными правовыми нормами;
• обеспечить развитие материально-технической и производственной базы, обновление инженерной инфраструктуры учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов.
- Не надо быть профессионалом в Вашей отрасли, чтобы понять: оптимальным является второй вариант. Какие, по Вашему мнению, мероприятия должны быть предусмотрены в программном подходе?
- Первое, к чему надо стремиться, - улучшение условий содержания осужденных, обеспечение перехода от общежитий казарменного типа в блочное (камерное) их размещение с увеличением нормы жилой площади на одного осужденного. Также должна совершенствоваться система охраны здоровья осужденных и лиц, взятых под стражу, повышение качества медицинской помощи. Реформа должна повлиять и на повышение эффективности деятельности персонала органов и учреждений исполнения наказаний. На эти и другие мероприятия государственным заказчиком программы, то бишь ГПтС Украины, предусмотрено финансирование в таких объёмах:
• ориентировочный объем средств государственного бюджета - 3882,03 млн.грн.
• ориентировочный объем других не запрещённых законом источников - 2129,7 млн.грн.
Это прогнозные показатели для всей страны на 5-летний период. Объем финансирования уточняется ежегодно при составлении проекта Государственного бюджета Украины и местных бюджетов на соответствующий год.
- Среди задач и мероприятий программы какие касаются конкретно Херсонщины?
- Одна из приоритетных задач - завершение проектирования лечебного корпуса Голопристанской исправительной колонии (№7 )- Межобластной специализированной туберкулезной больницы. Кроме того, в заданиях программы есть и такие пункты, как выделение земельного участка, проектирование и строительство Херсонского СИЗО за пределами центра города. Что еще очень важно, предусматривается реконструкция, техническое переоснащение и строительство объектов теплоснабжения во всех четырёх исправительных колониях Херсонской области. В Белозёрской ИК (№105) планируется финансирование и модернизация объектов энергоснабжения, а в Дарьевской ИК (№10) - объектов водоснабжения. Строительство на базе Медицинского реабилитационного центра «Золотой берег» также прогнозируется.