Как наживаются на стариках

Кирилл Горелов//Гривна №28(965) 4.07.2013

Уже не раз «Гривна» рассказывала своим читателям о том, какие методы используют мошенники. И, если судить по звонкам в редакцию, кое-кому эти публикации действительно помогли не расстаться с тем, что «нажито непосильным трудом»

Но действия далеко не всех наших сограждан, отличающихся «бескорыстной любовью к деньгам», подпадают под действие Уголовного кодекса и «премируются» «поездкой» в «места не столь отдалённые». Есть среди них и такие, которые, как Остап Бендер, «свято чтут Уголовный кодекс». В этом им помогает хорошее знание законов, которые у нас, как известно, мало чем отличаются от дышла из всем известной поговорки.

Итак, ранним утром 87-летний пенсионер из Херсона, по привычке включив радио, услышал рекламу некоего центра, который якобы поможет поправить ему здоровье. С ногами у него по причине возраста не очень, и потому мужчина записал номер киевского городского телефона, а через некоторое время решился позвонить. Ему задали множество вопросов, а потом сказали, что действительно могут помочь: есть у них такие препараты. Консультации по телефону, конечно же, бесплатны, а вот за лекарства всё-таки нужно будет заплатить. Учитывая их эффективность, совсем немного - 4250 гривен. Скажем прямо, сумма для пенсионера немаленькая, и поэтому он повесил трубку. Через пару дней ему позвонили и предложили скидку: цену снизили до 2500 гривен, но и на это он не согласился. Звонки и уговоры приобрести лекарства после этого звучали чуть ли ни каждый день. И наконец, когда пенсионеру к 9 мая решили сделать «подарок» как ветерану войны и доставить те же лекарства всего за 1700 гривен, он сдался.

Трудно сказать, действительно ли ему стало лучше или сработало самовнушение, но когда препараты закончились, он решил заказать их снова. Только вот беда, бумажку с телефонным номером потерял, а потому попросил найти эти лекарства сына. Первым преинтереснейшим моментом стало то, что это вовсе не лекарства, а производимые в Индии пищевые добавки, а вторым, что сын действительно сумел заказать их в интернет-магазине, но не за 4250, не за 2500 и даже не 1700 гривен, а со всеми «наворотами» всего лишь за 152 (сто пятьдесят две!) гривни. Согласитесь, «приварок» «честные мошенники» получили немалый.

Чтобы выяснить, как действуют «целители», автор этих строк позвонил на тот же киевский но¬мер. Всё оказалось точь-в-точь, как и описывали.

Сначала трубку взял «диспетчер», а вот чего именно диспетчер, говорить собеседница не спешила. Однако уверила, что в течение получаса прозвучит звонок «специалиста из ортопедического оздоровительного центра». После долгих, но довольно бестолковых расспросов о жалобах и состоянии здоровья, среди которых был даже вопрос о неведомой врачам «ишемишечной болезни сердца», «специалист» взял быка за рога:

-А вы вообще как? Мужчина серьезный, ответственный? Положиться на вас можно?

- Ну наверно.

- Что-то неуверенно вы это как-то сказали.

- Так вопрос какой-то странный.

- Потому что смотрите, если я беру пациента, то надеюсь, что он не будет халатно относиться к лечению. С женщинами это проще. Они более ответственны. Бывает, мужчины выпьют, забывают лечиться. Скажу, что в вашем случае нужно пропить комплекс (название звучит крайне неразборчиво. - Авт.). Он предназначен для укрепления хрящевой ткани. Способствует выработке синовиальной суставной жидкости, которой у вас не хватает. Месяц его необходимо пропить под моим руководством. Цена составляет 2820 гривен. Плюс диета само собой. Избегать спиртных напитков. Так можно будет вернуть здоровье. Ну как принимать, это вам я всё потом подробно объясню, расскажу.

- Да, вы знаете, сумма немаленькая...

- Но и проблема значительная. Вы нормально хотите пролечиться или просто боль снять?

Сумма не так уж и мала, а потому с моей стороны звучит сомнение, смогу ли я её себе позволить, ведь «я - водитель-дальнобойщик, а начальство командировочные задерживает, правда, на днях отдать обещает, вот тогда и решу, покупать или нет».

В результате подвергаюсь плотной обработке со стороны своего собеседника. С одной стороны, «качественно и нормально поможет именно это средство», «оно американское» и «лучше ещё ничего не придумали», и «затягивать не стоит, потому что здоровье не ждёт». С другой - как раз через три дня будет доставка препаратов в Херсон, а потом «ради одного человека никто не поедет».

Продолжаю упорствовать: «Всё понимаю, но пока задолженность не получу, заказывать ничего не буду. Мне нужно несколько дней». Что если я позвоню, когда решу финансовую проблему?

Делать мне этого, по словам «консультанта», не стоит:

- Ну через месяц, может, через два вам предоставят снова консультацию. В очереди нужно будет долго «стоять».

Звучат советы: у кого-нибудь занять денег, взять кредит. Но я продолжаю упорствовать: «Хочу, но пока не могу».
Тут в тактике собеседника появляется новый поворот. Он начинает интересоваться, пользуюсь ли какими-нибудь льготами. Разочаровываю - льгот нет. Тем не менее «консультант», проявляя сочувствие и не желая, чтобы «рыба сорвалась с крючка», обещает поговорить с финансовым директором о скидке.

Минут через десять - новый звонок. Финдиректор согласен сделать скидку в 400 гривен при условии, что я после лечения напишу отзыв о своих впечатлениях. Испытываю «искреннее восхищение» таким «подарком», но продолжаю стоять на своём. Вновь звучат уговоры, но когда собеседник убеждается, что именно сегодня заказа он от меня не дождётся, раздражённо кладёт трубку.

На следующий день - новый звонок. На этот раз уже не мужчина, а женщина. И не из «ортопедического оздоровительного центра», а из «администрации центра здоровья». Сначала она прощупывает ситуацию, выясняя, о чём я говорил с её «коллегой». Оказывается, мне очень повезло со скидкой.

Её предоставляют только тем пациентам, которые «участвуют в министерской программе сотрудничества», как раз всего лишь «пары человек не хватало». Далее дословно, с небольшими правками:

- Ну, дело в том, что после травмы остаются микротрещины, выпадают на кость кислоты и, к сожалению, вымывается кальций, кости слабеют, и хрящ начинает стираться. Поэтому, конечно, проблемы могут появляться даже на почве этого. Так часто бывает, понимаете? К несчастью, я скажу вам, что чем более будете тянуть, тем тяжелее вылечить вас, потому что люди к нам обращаются, когда находятся в прединвалидном состоянии. То есть им уже предлагают операцию, и тогда, знаете, они пытаются сделать всё возможное и невозможное, чтобы избежать вмешательства, лечатся и одним, и вторым, и пятым, и десятым. Поверьте, что медицина тоже имеет свои рамки, правда? Тем более не всегда же можно помочь. На такой сумме, я думаю, пусть даже в 2 с половиной тысячи... Так что, если проблема существенная и вы хотите от нее избавиться без никаких последствий, а также будете уверены, что это даст результат, конечно, лучше потратить деньги, пролечиться, нежели бороться за полную сумму. Искать, где эти деньги взять - тоже безвыходная ситуация.

И снова «втирание», что предлагаемые мне препараты - самые лучшие, со здоровьем тянуть и экономить неразумно, совершенно безграмотный с медицинской точки зрения рассказ о больном с подагрой, который попал в реанимацию, потому что ему не успели доставить эти самые лучшие препараты, что предоставленная мне скидка в 400 гривен - это «деньги, которые на дороге не валяются», предложения занять недостающую сумму у друзей, взять в кредит или же просто потерпеть пару дней без денег, пока «задолженность на работе не выплатят». При этом используется и элемент сочувствия - «сама на госслужбе, зарплата маленькая, да и задерживают». Есть ещё один момент в пользу приобретения лекарств. Оплату за них производят по факту доставки курьерами, которые «являются представителями лично от государства, то есть соцработниками, например». Собеседница даже «изобрела» защиту закона для пациентов:

- Вам выдается накладная или, допустим, квитанция, в которой указывается перечень препаратов и сумма к оплате с печатью. Это является вашей гарантией, потому что по закону прав потребителей, если вы знаете, да? То есть продукты можно вернуть в течение 14 дней, в медицине - после лечения на протяжении месяца, если вы результата не видите, то вы можете вернуть сумму, которую потратили. Поэтому квитанция с печатью остается у вас.

На самом деле лекарственные препараты возврату не подлежат ни при каких условиях. Исключение делают только для тех, срок годности которых истёк.

И вновь начинается виток рассказов о «самолучшести» лекарств, здоровье, которое не ждёт, предложении заплатить при получении «всего 1800 гривен», а остальное оформить беспроцентным кредитом до конца года и тому подобное. Цель - любой ценой добиться того, чтобы я согласился сделать заказ. Надо полагать, что доход «консультантов» зависит от количества заказов. А их у них, думается, всё же немало. Клиентами выступают, как сказала моя собеседница, преимущественно пожилые люди. Используя их доверчивость, «целители» продают им вместо лекарств разнообразные пищевые добавки, совершенно бесполезные аппараты для борьбы с храпом, никому и ни от чего не помогающие «космодиски» и прочую дребедень по ценам, в 10 и 20 раз выше реальных. Претензии же им предъявить не так-то и просто. С одной стороны, на «квитанциях» от курьеров значатся фирмы уровня «Рога и копыта», с другой - ведь «пациенты» сами согласились с ценой. К тому же вряд ли кто-то из обманутых и обобранных стариков способен обратиться в суд, а тем более - доказать, что его откровенно обманули.

Но всё же есть хороший способ, как не попасть впросак.Это-знать.как действуют мошенники. А предупреждён - значит вооружён.