Куда пропал социальный маршрут № 6?

Алёна Гребенюк//Гривна №26(963) 20.06.2013

За последние дни в редакцию «Гривны» обратились несколько херсонцев-пенсионеров с одной и той же проблемой: «Куда подевались городские автобусы с табличкой "социальный", которые ездят по маршруту № 6?»

Горожане в один голос утверждают, что раньше каждый день могли бесплатно уехать с IV Таврического микрорайона в центр по пенсионному удостоверению. Но теперь ни на одном автобусе такого ориентира для льготников нет, и им приходится заглядывать в салон каждой маршрутки, чтобы уточнить: социальный это рейс или нет. Однако зачастую в ответ - тишина, а порой и грубость. Одной из пенсионерок контролер маршрутки № 6 сказала, что теперь табличек не будет, а льготный рейс надо вычислять по номеру автобуса. Однако для пожилого человека такие «удобства» - серьезная задача.

За комментарием «Гривна» обратилась к начальнику управления транспорта горисполкома Юрию Христичу. По его словам, в понедельник, 17 июня, как раз состоялась встреча автоперевозчиков. Однако, как выяснилось, пресс-служба горисполкома не уведомила об этом «Гривну», и не впервые. Потому мы не имели возможности послушать отчет руководителя КП «Херсонский коммунальный транспортный сервис» Александра Малышева о деятельности предприятия, автобусы которого ездят по маршруту № 6. Причем, как уточнил Юрий Христич, только этому автоперевозчику в Херсоне компенсируют затраты на обслуживание льготников. А потому спрашивать надо с него: почему жалуются пенсионеры?

«Все 10 автобусов нашего КП в текущем году перевозят льготников бесплатно, в том числе пенсионеров, - сказал в телефонном разговоре с "Гривной" Александр Малышев. - В 2012 году бесплатные перевозки осуществляли только 3 маршрутки, потому в них были таблички с надписью "социальный". Об этих изменениях мы информировали пассажиров ещё в начале года. Если кого-то из льготников обидел водитель или отказал в перевозке, то эти люди всегда могут пожаловаться, позвонив по многоканальному номеру телефона, который вывешен в каждом нашем автобусе: 26-16-73. Но обязательно нужно назвать конкретный номер маршрутки и время, когда это произошло. Кроме того, я хочу сообщить пассажирам, что выделенную предприятию сумму денежной компенсации на затраты по перевозке граждан льготных категорий мы уже практически исчерпали. В этом году город нам выделил 370 тысяч гривен. Не исключено, когда в четверг, 20 июня, выйдет свежий номер "Гривны", мы уже будем иметь полное право прекратить льготные перевозки. Однако понятно, что выгонять людей из автобусов никто не станет».

На «межгороде» «обрезали» бесплатные рейсы.

Кстати, сетуют пенсионеры не только по поводу проезда в городском транспорте. Херсонец Борис Иванович пришёл в редакцию нашей газеты, чтобы рассказать, что с недавнего времени в пригородных автобусах значительно сократили льготные рейсы для пенсионеров.

«Каждый день через каждые полчаса с автостанции в областном центре отправляется автобус "Херсон-Хуторище", - говорит он. - И до недавнего времени я, как и другие пенсионеры-дачники, брал в кассе билет, оплатив лишь 60 копеек - комиссионный сбор автостанции, и имел право проехать в обе стороны. Однако теперь бесплатные рейсы для пенсионеров есть только в понедельник и четверг. На дачи под Цюрупинском, кроме меня, ездят ещё порядка 1000 владельцев. И поливные дни у нас - среда, суббота и воскресенье. То есть установленными кем-то бесплатными рейсами воспользоваться не приходится. Теперь нам надо за проезд только в одну сторону платить 4,1 гривни. Можно ли как-то повлиять на решение перевозчика?»

Как объяснил начальник отдела транспорта облуправления промышленности Петр Дементьев, причина сокращения количества дней перевозок льготников кроется всё в той же компенсации затрат на их перевозку, которую в недостаточном объеме обеспечивает государство. Область полученную сумму субвенции разбивает на год и распределяет в города и районы, где работают автоперевозчики. Например, цюрупинскому предприятию, которое работает на маршруте «Херсон-Хуторище», за перевозку херсонцев-льготников предусмотрели 178 тысяч гривен. А на 1 июня этого перевозчика профинансировали на 161500 гривен. Однако фирма бесплатно перевезла жителей областного центра на сумму более 205 тысяч гривен.

«Мы предлагали Херсонскому горисполкому заключить договор с цюрупинским предприятием и выделять ему дополнительно какую-то сумму на перевозку херсонцев. Однако город на это не идет. Хотя такая практика финансирования из разных бюджетов есть в области, - говорит Петр Николаевич. - И теперь, чтобы совсем не парализовать право граждан на бесплатный поезд, перевозчик оставил хотя бы два рейса в неделю. Если будет нужно перенести их на другие дни, в этом нет проблем. Но должны быть заявления, например, от председателей дачных кооперативов, которые выразят интерес пенсионеров. Кроме того, подобные проблемы скоро возникнут и в Белозерском направлении. Автопарк этого района уже планирует прекратить перевозку льготников. В связи с такой ситуацией область будет обращаться в Минфин, чтобы увеличили финансирование на проезд льготных категорий».

У автоперевозчиков и дорожников свои «сто бед»

Кстати, по этому поводу намерена обращаться в Министерство инфраструктуры и Минфин также областная профсоюзная организация автотранспорта и дорожников. За такое её решение проголосовали представители отрасли во время пленума 18 июня. Государство, дав право льготникам на бесплатный проезд, но не обеспечив в полном объеме финансирование по затратам транспортных предприятий, по сути, столкнуло лбами незащищенные категории граждан и автоперевозчиков. Как правило, компенсации из госбюджета приходят только к концу года по остаточному принципу. Не обеспечивают возврат денежных потерь и местные власти.

Кроме того, не устраивает автоперевозчиков самый низкий среди других регионов тариф на перевозку пассажиров и багажа в пригородном и междугородном внутриобластном транспорте. За последние несколько лет облгосадминистрация дала добро увеличить его лишь до 22-24 копеек за пассажиро-километр. Хотя, по словам председателя областной профсоюзной организации Валентины Щербины, в Сумской области он составляет 34 копейки, в Черкасской - 25. По закону органы местной власти должны компенсировать потери по заниженным тарифам на пассажироперевозку, но такой практики в области нет.

Также автоперевозчики собираются написать обращение в Нацбанк для пересмотра недавно вступившего в силу документа - Инструкции по взаиморасчету предприятий, которая стала яблоком раздора между «Херсонавтотрансом» и автоперевозчиками. Дело в том, что раньше свою часть денег, вырученных за продажу билетов, предприятия получали прямо на автостанции наличными. Это давало возможность заправлять автобусы, чтобы выпустить их в рейсы на следующий день. Ведь некоторым фирмам для этого необходимо порядка 20 тысяч гривен. Но с мая текущего года «Херсонавтотранс» работаете с перевозчиками по безналичному расчету, руководствуясь Инструкцией. И, как утверждают руководители предприятий, это создает определенные неудобства. Например, с пятницы по понедельник выручку они не получают.

© 2015 ИА «Херсонцы». Все права защищены.
Информационное агентство "Херсонцы". Свидетельство о государственной регистрации: КВ № 272-135Р от 15.12.2011
Редакция сайта может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы.
При копировании материалов со страниц ИА «Херсонцы», для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка.
Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов.
Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.
Email: kherson.inform@ukr.net