«Херсонэлектротранс» и деньги: ни взять, ни дать

Михаил Левакин (Херсонський Вісник №3 (1169) 17.01.2013))

Но уже с первых дней января 2013 года выход херсонских троллейбусов на городские маршруты напоминает военную хронику: в первый день нового года на маршруты вышло полсотни машин электротранспорта, на следующий день - на десять машин меньше, и еще через день - меньше на пять машин, и так далее, вплоть до последних дней. Уже 10 января на троллейбусные марш¬руты вышло всего двенадцать машин, причем, только на три маршрута.
А дело в том, что сотрудники коммунального предприятия «Херсонэлектротранс» с ноября 2012 года не получают зарплату. Люди даже на новогодние праздники не получили денег.
Проблема с выплатой заработной платы работникам электротранспорта связана с хроническим недополучением государственной субвенции, предназначенной на компенсацию перевозок льготных категорий населения. Льготники имеют право на бесплатный проезд в троллейбусе - за них должно за¬платить государство. Это - теоретически. А практически: государство постоянно недодает деньги, предназначенные на перевозку льготников. Так, за прошлый год предприятие перевезло более 20 млн. льготников. За это государство предполагало дать «Херсонэлектротрансу» 20 млн. грн. соответствующей субвенции, но дало только 15,4 млн. грн. Из пятимиллионного государственного долга и получился «зарплатный» долг (на сегодня он уже превышает 2 миллиона фивен).
А государственный долг- именно хронический, ежегодный. С 2009 года на сегодняшний день сумма государственного недофинансирования перевалила за 30 миллионов гривен. При этом, само предприятие, вместе с «зарплатным долгом», должно прочим предприятиям и кредиторам не более 8 миллионов гривен. То есть, если бы государство рассчитывалось, согласно действующему законодательству, у предприятия было бы «лишних» 22 миллиона гривен.
Помимо государственной субвенции, предприятие само зарабатывает деньги на платных пассажирах. По утверждению директора КП «Херсонэлектротранс» Михаила Мосина, этих денег предприятию недостаточно ни на зарплаты, ни на оплату электроэнергии. По его словам, Мосин и сам не получает зарплату с октября прошлого года. Впрочем, его слова - и о собственной зарплате, и о возможности погашения долгов по зарплате из средств, заработанных предприятием, сейчас проверяет городская прокуратура.
К слову сказать, это не первая подобная проверка на предприятии. Весной минувшего года электротранспорт Херсона лихорадило по аналогичной причине: люди не получали зарплату, выходили на забастовки, троллейбусы почти не выходили на маршруты. Предприятие лихорадило с мая по июнь, пока рабочим не выплатили все долги. И тогда прокуратура проверяла хоздеятельность предприятия. И даже нашла ряд финансовых нарушений со стороны директора предприятия: якобы он купил к себе в кабинет мебель, когда на зарплату рабочим денег не нашлось. Оно, конечно, нехорошо: шиковать в новом кресле, когда рабочим зарплату не платят, но вряд ли стоимость одного кресла смогла бы погасить тогдашнюю задолженность по зарплате. А о финансовых нарушениях со стороны госбюджета прокуратура ничего не сообщала.
Между прочим, и сейчас в прокуратуре почему-то полагают, что задержки с выплатой зарплаты связаны с нарушениями, которые допустил директор «Херсонэлектротранса», который начислял себе надбавки к жалованью. «Нарушения в выплате зарплаты стали возможными вследствие неудовлетворительного исполнения условий контракта бывшим руководителем предприятия, который больше заботился о собственном благополучии, чем о стабильной выплате зарплаты. Например, он без оснований начислил себе доплату в 30 процентов и несколько месяцев незаконно получал деньги», — сказано в сообщении облпрокуратуры.
Кстати, в госбюджете на 2013 год субвенция, предназначенная ГКП «Херсонэлектротранс» на компенсацию льготного проезда херсонцев, вообще стала меньше на 5 миллионов! То есть, если в прошлом году государство обещало нашим троллейбусникам двадцать миллионов гривен, а реально дало только пятнадцать, то в этом году государство обещает только пятнадцать! А сколько даст?
«По-хорошему, этого хватит для выхода на линии не более, чем 15-20 единиц подвижного состава, что для нашего города просто катастрофа, - утверждает депутат горсовета Владимир Мыколаенко. - Фактически депо поставлено в условия, когда чем больше единиц транспорта выходит на маршруты, тем катастрофичней ситуация на предприятии. И на то есть ряд серьезных причин», — считает В. Мыколаенко.
Кроме того, по мнению ряда депутата горсовета, крайне негативно сказывается дублирование в Херсоне автобусных и троллейбусных маршрутов. «Все мало-мальски прибыльные троллейбусные маршруты на 75-100 процентов дублированы частными перевозчиками. Выпуск микроавтобусов на такие маршруты огромен и бесконтролен. В результате «частники» зарабатывают, перевозя платных пассажиров, а троллейбус перевозит исключительно льготников. Отдублирования троллейбусных маршрутов автобусными в большинстве областных центров давным-давно отказались. В результате электротранспорт Симферополя, Винницы, Полтавы не имеет таких проблем, как херсонские троллейбусники. Пока такой дубляж не будет устранен, говорить о развитии электротранспорта бесполезно», - утверждает Мыколаенко.
Последнее утверждение - достаточно спорное. Вряд ли херсонцы, которые сегодня могут или ехать медленно, но
дешево, или ехать быстро, но в два раза дороже, будут благодарны депутатам, которые хотят их лишить возможности выбора. Наоборот: лишиться большинства нареканий, которые сегодня вызывают частные маршрутки, можно, только заставив частников конкурировать с коммунальным транспортом. Правда, для этого коммунальному транспорту нужна сильная финансовая государственная подпитка.
В романе Стивена Кинга «Побег из Шоушенка» есть замечательный эпизод: главный герой романа, работая библиотекарем тюрьмы, направляет письмо в правительство с требованием увеличить финансирование тюремной библиотеки для приобретения новой литературы. «Никаких оснований для увеличения финансирования нет», — ответило правительство. Но библиотекарь, несмотря на такой ответ, с регулярностью до 4 писем в месяц «бомбардировал» своего сенатора однотипным требованием увеличить финансирование тюремной библиотеки, пока сенатор не сдался и не выслал первый чек. И этот чек не остановил библиотекаря. Напротив, тот стал посылать вдвое больше требований и таким образом за 2 года увеличил библиотечный фонд с одного книжного стеллажа до 4 комнат... Мы не знаем, читал ли г-н Мосин романы Кинга и пытался ли директор «Херсонэлектротранса» добиться уже обещанных, но не отданных государством денег. Очевидно, теперь этим займется народный депутат Украины, экс-мэр Херсона Владимир Сальдо. И более чем вероятно: нардеп добьется результата. Вопрос только: когда? А пока пенсионерам, ждущим на остановках своего троллейбуса, остается только надеяться, что сегодня их троллейбус вообще выйдет на маршрут.

ОСТАННІ НОВИНИ