И опять - изменения в ПДД: новые знаки, разметка, требования и штрафы

Гривна № 18 (955) 25.04.13

До 1 мая вне населенных пунктов автомобиль должен двигаться с включенными дневными ходовыми огнями или ближним светом фар

Уже с понедельника, 15 апреля, вступают в силу изменения к Правилам дорожного движения (ПДД), которые предусматривают немало нововведений для водителей транспортных средств. Детальнее о них «Экспресс» расспрашивал Антона Кравченко, адвоката и партнера Адвокатской фирмы «ОКП»,экспертапотранспортным вопросам, одного из участников разработки изменений к ПДД.

- Следовательно, с 15 апреля водители должны ездить по новым правилам. Которое из них вы бы назвали первым?

- После вступления в силу новых ПДД семь месяцев в году днем вне населенных пунктов водителям необходимо ездить со включенным ближним светом фар. Его нужно включать лишь на тех авто, у которых нет дневных ходовых огней, предусмотренных конструкцией транспортного средства. Ведь большинство автомобилей нового поколения имеют их уже в заводской комплектации, они могут даже автоматически включаться при запуске двигателя.

Для авто, в которых такие огни не предусмотрены конструкцией транспортного средства, есть возможность обозначить себя на дороге, включив ближний свет фар. Водители должны выполнять такое требование с 1 октября по 1 мая и только вне населенных пунктов. За городом скорость авто существенно повышается, соответственно, время реагирования при увеличенных скоростях сокращается. Если пешеход, например, переходит дорогу, то ему будет легче увидеть приближающееся авто, если у этого авто включен разрешенный внешний световой прибор. Кроме того, опыт европейских стран свидетельствует, что такое правило позволяет уменьшить количество ДТП с участием нескольких автомобилей на 2-15%.

- Какие еще изменения ожидают участников дорожного движения?

- В новых ПДД прописаны обязательные требования к дорожным знакам и дорожной разметке. Речь идет о видимости дорожных знаков и разметки, их соответствии национальным стандартам, обязательном дублировании дорожных знаков в определенных случаях. Таких требований раньше в ПДД не содержалось, и водителю трудно было аргументировать свою позицию перед инспектором ГАИ.

Скажем, бывают ситуации, когда водитель физически не может увидеть знак в начале населенного пункта из-за того, что тот закрыт насаждениями или другим транспортом и не продублирован должным образом. Возникал логический вопрос - на каком основании привлекать автомобилиста к ответственности, когда ему не предоставлена возможность быть проинформированным и выполнить определенное требование?

ПДД, которые вступают в силу с 15 апреля, четко прописывают, что дорожные знаки должны быть видимыми на расстоянии не менее чем 100 метров по направлению движения и размещенными не выше 6 метров над уровнем проезжей части. Если эти параметры будут нарушаться, то у водителя есть право не только обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности в случае ее удовлетворения, но и обоснованно отстаивать свою точку зрения перед инспектором на дороге.

Предусмотрено также, что когда дорожная разметка покрыта грязью или осадками, то есть ее не будет видно, то возникнет прямое требование, что в таком случае она должна дублироваться знаками. Это сделали для того, чтобы водитель в любой ситуации, при любых погодных условиях мог хорошо ориентироваться на дороге.

- Какая ситуация с новыми дорожными знаками?

- Например, у нас есть предписывающие знаки 4.2 и 4.3, «Движение направо» и «Движение налево» (на синем круглом фоне белая горизонтальная стрелка показывает движение в соответствующем направлении). Такие знаки в других странах Европы немного видоизменены. Там стрелка не горизонтальна, как у нас, а выполнена в форме буквы «Г». То есть водители четко понимают, что движение направо или налево разрешается после выезда на перекресток, а не до него. Новые знаки, которые отмечают обязательность направления движения, будут уже идентичны тем, которые есть в Европе, и интуитивно будут восприниматься легче.

- Какие еще новые знаки вводят?

- В целом вводится 20 новых дорожных знаков и 5 табличек, которые своей формой и содержанием должны соответствовать европейским нормам. Скажем, новый знак под номером 5.64 «Изменение схемы движения». Это щит красного цвета, на котором двумя языками написано, что впереди установлены новые дорожные знаки. Его суть заключается в том, чтобы те водители, которые ездят тем же маршрутом длительное время и привыкают к определенной схеме движения, в случае ее изменения были предварительно поставлены в известность. Он должен быть установлен как минимум за 100 метров до первого нового знака.

Появляются и другие новые знаки - 5.63.1 («Начало плотной застройки») и 5.63.2 («Конец плотной застройки»). Скажем, знак «Начало плотной застройки» будет указывать, что именно на этом участке в пределах населенного пункта, обозначенного знаком 5.47 на синем фоне, скорость движения не должна превышать 60 км/ч.

- Новые ПДД прописывают приоритет дорожного знака над дорожной разметкой...

-Да. Часто, к сожалению, бывает, когда разметка указывает на одно разрешенное направление движения, а знак - на совсем другое.

Водителю формально непонятно, чем ему руководствоваться. Поэтому в новых ПДД четко прописано, что постоянный дорожный знак будет всегда иметь преимущество над дорожной разметкой.

- Каких еще изменений должны ожидать?

- Раньше в перечне запрещенных для стоянки мест газонов не было. В новых ПДД они появляются вместе с определением самого термина «газон». Если газоны находятся на территории улично-путевой сети, то у ГАИ есть право штрафовать (ч. 1 ст. 122 КУоАП: от '15 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан), когда там будет парковаться авто.

Если идет речь о газонах на придомовых территориях, то будут штрафовать водителей, как и раньше, работники зеленстроев (ст. 153 КУоАП: от 10 до 30 необлагаемых минимумов доходов граждан и должностных лиц или физических лиц - предпринимателей - от 30 до 50 минимумов).

- Действительно ли новые правила обязывают водителей менять «летние» шины на «зимние» с приходом зимы и наоборот?

- Нет, этот пункт появится там лишь в виде рекомендации. То есть это не будет обязательным требованием. Ведь имеющаяся классификация не охватывает «всесезонных» шин, которые менять не нужно и которые очень широко применяются на коммерческом транспорте. Кроме того, на территории страны абсолютно разные климатические пояса, со значительным разрывом показателей температур воздуха одновременно. Поэтому ответственность за техническое состояние автомобиля и в дальнейшем будет нести владелец или водитель.

ЛесяЯСИНЧУК, «Экспресс-онлайн» от 15.04.2013
Официально: Начальник Центра безопасности дорожного движения автоматизированных систем МВД Украины Сергей Будник заверил, что штрафовать за нарушение правила, которое предусматривает движение авто вне населенных пунктов со включенными фарами, начнут с 1 октября. Это нарушение предусматривает штраф в размере от 425 до 510 грн. Еще одна приятная новость для водителей. Украинцам, которые получили водительские удостоверения в период с 1993 по 2011 годы, не придется их менять в ГАИ даже через 50 лет. Они будут действовать бессрочно.

ОСТАННІ НОВИНИ