Херсон, аэропорт: пациент жив?

Андрей Куриленко (Вгору № 15 (550) 11.04.13)

Многострадальный Херсонский аэропорт продолжает подавать удивительные признаки жизни. Так, уже в новом, 2013-м, году предприятие создало новый сайт с адресом www.airport.kherson.ua, на котором вовсю предлагает клиентам многочисленные услуги. Странным это выглядит для каждого, кто сколько-нибудь близко знаком с плачевной ситуацией, в которой аэропорт Херсона пребывал уже на протяжении почти двух десятков лет.

«Турецкий» период

Дело в том, что в течение всего этого периода транспортное предприятие практически не обслуживало пассажиров. Хотя надо при¬знать, что попытки реанимации аэропорта предпринимались периодически в течение всех этих лет. Исходили они, как правило, из здания областной государственной администрации и облсовета, в собственности которого аэропорт и находится. Неоднократно, при самых различных властях, руководство области пыталось привлечь к управлению "замороженным" предприятием состоятельных приватных инвесторов .Десять лет назад в аэропорту даже был учрежден регулярный авиарейс, связывавший Херсон со Стамбулом: самолеты отправлялись в столицу Турции и обратно дважды в неделю. Позже предприятие было все- таки передано решением облсовета в управление частной компании, которую связывают с именем некоего влиятельного предпринимателя, тогдашнего депутата Верховной Рады. Впрочем, ничего хорошего из этого не вышло: даже редкие "турецкие" авиарейсы после этого прекратились, а намеков на возрождение былой мощи со стороны нового, казавшегося столь перспективным, инвестора, не наблюдалось.

В 2011 году новому составу облсовета и руководства облгосадминистрации не без труда, через суды удалось отобрать предприятие у "частников", и теперь государственные мужи думают, что же делать с этим хозяйством дальше. Более того: уже анонсировано открытие обновленного аэропорта. Об этом неоднократно сообщал руководитель облгосадминистрации Николай Костяк.

Виртуальные услуги

Но вернемся к новому сайту аэропорта. Итак, в числе заманчивых предложений, которые публично выдвигает администрация, значится, к примеру, "поддержка новых авиарейсов в виде предоставления скидок (до 50%) на аэропортовое обслуживание". Но, как утверждают эксперты, для того, чтобы восстановить все хозяйство аэропорта, понадобятся значительные средства, которых, как водится, в бюджете области совсем недавно еще не было. Кроме всего прочего, взлетно-посадочная полоса длиной 2500 метров и шириной 42 метра была полностью лишена освещения и испещрена глубокими рытвинами и ямами. Тем не менее, администрацию предприятия, похоже, эти обстоятельства ничуть не смущают. На главной странице сайта она громко именует херсонский аэропорт "международным, региональным аэропортом юга Украины, способным обслуживать внутренние и международные рейсы, с пропускной способностью до 100 пассажиров в час (одновременно на вылет и прилет)". Среди прочих "плюсов", рекламируемых аэропортом - "заправка авиатопливом по минимальным ценам и другие преференции, поддержка в организации офиса продаж авиабилетов в аэропорту и регионе, рекламы в аэропорту и другие маркетинговые услуги".

Самое интересное, что, по оценкам экспертов, даже при условии чудодейственного восстановления аэропорта, с одним рейсом в день в Киев и обратно и несколькими рейсами по другим направлениям (так предполагается строить работу предприятия в самых розовых мечтах), ежегодно только на эксплуатацию оборудования необходимо будет тратить более полутора миллионов гривень.

Полноценное же восстановление всего комплекса, приближающее его к заявленным международным стандартам, обойдется в 200 миллионов гривень. Между тем, даже в свои лучшие годы - в 80-е прошлого века, когда аэропорт отправлял шесть рейсов в день в Киев, Москву, Ригу и другие города, - он считался убыточным и содержался за счет средств государственного бюджета. С чего же вдруг возьмется прибыль сейчас?

Добавляет горького юмора и сообщение на сайте о том, что в аэропорту "налажено стабильное транспортное сообщение с городом". Указывается, что ежедневно с 07:00 до 20:00 с интервалом в 15- 20 минут непосредственно к зданию аэровокзала прибывает маршрутный автобус номер 101, следующий по рейсу "Фабрика "Красень" - пгт Чернобаевка".

Это откровенный блеф: указанная маршрутка в лучшем случае останавливается в поселке Чернобаевке на повороте к аэропорту и следует дальше, совсем в другую сторону. А от данного перекрестка до аэропорта остаетcя...еще три километра! Впрочем, возможно, под "стабильным транспортным сообщением с городом" имеются в виду услуги таксистов?

Впрочем, вполне возможно, что буквально в ближайшие несколько месяцев ситуация существенно изменится к лучшему. Ведь, согласно свежим сообщениям, Херсонский аэропорт получил "добро" от Госавиаслужбы на эксплуатацию навигационной системы, а на территории восстановлено водо-, газо- и электроснабжение. Как говорится, поживем - увидим.