Над коммунальными сетями хотят поэкспериментировать

Оксана КАЗАКОВА // Гривна № 16 (953) 11.04.2013

На недавней областной коллегии по вопросам жилищно-коммунального хозяйства из уст начальника областного профильного управления Алёны Ротовой прозвучала идея в качестве эксперимента передать Херсонскому водоканалу и «Херсонтеплоэнерго» обязанность обслуживать соответствующие внутридомовые сети, забрав эту функцию у ЖЭКов.

Среди руководителей предприятий, которые могли бы участвовать в таком проекте, целесообразность этого шага вызвала дискуссию.

Скажем сразу – директор горводоканала Игорь Козаков категорически против такого эксперимента. Говорит, что есть нормативная база, которая четко определяет зоны влияния на коммуникации: до ввода в дом отвечает горводоканал, после – ЖЭК и жильцы. Обслуживание внутридомовых сетей «сидит» в тарифе ЖЭКа. И точка.

Как бы в тему, в понедельник, 1 апреля, без воды остался дом № 114а на улице 40 лет Октября. Люди просидели без воды до вечера 3 апреля, ждали, пока ЖЭК и водоканал разберутся, кто должен устранять порыв. Справедливости ради заметим, что авария случилась на внешних сетях, которые не состоят на балансе горводоканала: он их не получил, когда шла передача в коммунальную собственность 39 домов, ранее относившихся
к ХБК. Горводоканал всё-таки порыв устранил. Возможно, это ситуация и исключительная, но, согласитесь, логика в том, чтобы замкнуть на поставщике услуги все заботы, есть. Тогда жильцы не страдали бы от того, что предприятия выясняют между собой отношения.

Такого же мнения в целом придерживается и директор теплоснабжающей организации «Херсонтеплоэнерго» Владимир Пепель. В эксперименте он поучаствовать готов, правда, с рядом оговорок.

- У нас договоры заключены с каждым конкретным абонентом, а ему абсолютно неинтересно, по чьей вине – нашей или ЖЭКа – в его квартире холодные батареи, – говорит Владимир Петрович. – Я ориентирую нашу тепловую инспекцию: несмотря на то, что мы отвечаем за сети до ввода в дом, любая авария или поломка внутри дома влияет на качество оказания услуги, а значит, и на оплату за нее. Поэтому наши инспекторы реагируют на все жалобы, заставляют ЖЭКи оперативно ликвидировать проблемы, а если не получается контакт, то выходят и ремонтируют сами. Такой подход дал результат – жалоб и аварийных ситуаций стало гораздо меньше. Так что в эксперименте есть смысл, если, конечно, будет изменена нормативная база, в том числе и в плане тарифов, так как обслуживанием внутридомовых сетей занимаются ЖЭКи. Есть и такой нюанс – состояние внутренних сетей. Не хотелось бы брать на себя ответственность за гнилые сети, поэтому на коллегии я предложил выделить средства из городского бюджета на капремонты, а потом уже запускать пилотный проект. Выгоднее всего это сделать на «Острове»: компактный микрорайон, там даже горячее водоснабжение сохранилось, а значит, и эти системы логично передать нам на обслуживание.

Пока пилотный проект – это лишь разговоры. Первым этапом его реализации станет создание рабочей группы, которая отработает все юридические нюансы. К слову, в масштабе Украины подобные эксперименты проводили во Львове и Луцке, но дальше этого не пошло. Неужели наш Херсон хочет стать первооткрывателем и неужто у нас других проблем в ЖКХ нет, раз есть силы и желание тратить время на пилотные проекты, которые не прижились в других городах?