Безопасность стоит недешево

Сергей ЯНОВСКИЙ (Новий день № 15 (5062) 11.04.13)

Как избавить херсонских автолюбителей от «ямочного кошмара» на дорогах

Херсонцы уже привыкли к тому, что асфальт на многих улицахобластного центра каждую весну «смывается» вместе со льдом и снегом. Однако вид рабочих, укладывающих новые заплатки на проезжей части прямо в непогоду, все еще шокирует: ведь асфальт обычно укладывают, когда температура воздуха поднимается хотя бы до плюс 10 градусов. Не стоит, впрочем, спешить и заранее обвинять дорожников в бракодельстве и нарушении технологии. Ведь сегодня появились новые материалы, действительно позволяющие латать дыры в асфальте даже в межсезонье, обеспечивая автолюбителям вполне комфортное и безопасное передвижение. Вот только традиционные «огрехи» в использовании этих материалов рождают у рядовых жителей областного центра недоверие к ним и сомнение в том, что бюджетные деньги на ремонт городских магистралей не расходуются понапрасну.

Итак, встречайте: вместо всем известного асфальта в Украину пришли материалы нового поколения — литой и холодный асфальтобетон. Холодный асфальтобетон может доставляться прямо на место ремонта в мешках и укладываться после прогревания почвы специальными горелками даже при температуре воздуха до минус 8'С. Литой асфальтобетон менее холодоустойчив, но у него есть другое преимущество: полужидкая субстанция заполняет даже мельчайшие трещины в поврежденном асфальте, благодаря чему «заплатки» дольше держатся. Только вот помимо очевидных преимуществ есть и не менее заметные недостатки. Первый — цена: если обычный асфальт нынче стоит 1,25—1,3 тысячи гривен за тонну, то асфальтобетон — уже 1,5—1,6 тыс. гривен, не считая затрат на доставку. Кроме того, литой асфальтобетон можно перевозить не дальше, чем на 15—20 километров — при транспортировке на дальние дистанции он начинает расслаиваться и утрачивать необходимые качества. Применение холодного асфальтобетона требует тщательной очистки ямы от мусора и «зарубания» ее краев, чтобы после его укладки по краям не оставались мелкие трещины, при расширении которых «заплатка» может разрушиться уже через месяц-другой. В Херсоне же, как мы видим,ямы на дорогах перед латанием «окультуривают» далеко не всегда, и «заплатки» приходится ставить по нескольку раз в год, что экономии бюджетных средств тоже не способствует.

Так что же предпринять, дабы содержать херсонские дороги в порядке даже в холода и не ждать наступления тепла, чтобы устранять помехи для движения машин? Во-первых, соблюдать технологию ремонта асфальтового покрытия, обязав фирмы-подрядчики давать гарантию на результаты своей работы и соблюдать гарантийные обязательства. Второе — наладить в областном центре либо его пригородах производство литого асфальтобетона, как это сделали в Симферополе. Никаких новых заводов для этого строить не нужно — вполне подойдет такая установка, как дорожный смеситель ДС-158. Такие индустриальные комплексы у нас имеются — весь вопрос в закупке сырья, чтобы этот асфальтобетон производить.

Однако расходовать на это свои деньги без гарантий сбыта продукции и окупаемости затрат предприятия, понятно, не будут, чтобы «в трубу не вылететь». И следовательно, проблема решается заключением договора или договоров о поставках требующегося количества асфальтобетона для ремонта дорог областного центра в межсезонье, с перечислением поставщикам аванса. Этого материала фирмам, специализирующимся на таких работах, нужно от 4 до 5 тысяч тонн в год, что обойдется примерно в 6—7,5 млн. гривен. Сумма внушительная. Но если учитывать, что поддержание асфальтового покрытия в относительном порядке стоит казне свыше 40 миллионов гривен ежегодно, то кажется она вовсе не запредельной. Тем более, более надежные материалы еще и помогут городской общине сэкономить за счет менее частого накладывания заплат. Да и наши автолюбители после уменьшения количества ям на проезжей части будут меньше тратиться на восстановление ходовой части своих легковушек после очередного «знакомства» с такими помехами для движения.