Херсонский завод карданных валов: конец истории?

Валерий ПАНТЕЛЕЕВ // Гривна № 14 (951) 28.03.2013

«У нас на карданвалах 26-го собрание акционеров. Приходите, послушайте, напишите, а то уж сколько лет в "Гривне" ничего о нашем заводе...» Таков был звонок в редакцию нашего читателя. А что, ведь прав на 100%. Итак, каковы же «вчера» и «сегодня» ХЗКВ и есть ли у него «завтра»?

В ?истории Херсонского завода карданных валов отразилась вся история советской индустриализации. В мае 1925 года на месте сегодняшнего публичного акционерного общества открыли слесарные и кузнечные мастерские. В 1933 году на их основе был создан моторный завод имени 15-летия рабоче-крестьянской Красной армии. Во время Великой Отечественной войны завод работал в эвакуации в Тюменской области, а спустя всего 2 месяца после освобождения Херсона, в мае 1944-го, вернулся на прежнее место.ъ

В конце 1950-х годов промышленная логистика в СССР шагнула вперед: стало выгоднее создавать специализированные машиностроительные предприя-тия. Так, в 1958 году Херсонский моторный завод был перепрофилирован в специализированного производителя одних из наиболее сложных и специфических автомобильных изделий – карданных валов.

Сначала были освоены карданные валы к автомобилям Горьковского автозавода, потом созданы производственные мощности по изготовлению карданных валов на конвейер КрАЗа и Кировского тракторного завода.

Завод становится ведущим предприятием страны по производству карданных валов с передовой технологией и точным, высоко-производительным оборудованием. Среди заказчиков – производители практически всех грузовых и легковых автомобилей, которые делают не только в Советском Союзе, но и в социалистической Венгрии. Изготавливаются детали для подвижного железнодорожного состава.

После развала Союза предприятие оказалось в сложной ситуации, в первую очередь из-за отсутствия собственного конструкторского бюро. Раньше все детали изготавливались по чертежам, которые присылали заказчики. В советской высокоинтегрированной структуре производства это было оправданно, но в новых условиях детали нужно было разрабатывать самим. Заводчане не растерялись и в короткие сроки развернули собственное конструкторское бюро.

В условиях глобализации завод был поставлен в рамки жесткой конкуренции, в первую очередь с китайскими производителями. Китай стал активно переманивать заказчиков, привлекая их низкой ценой, но херсонские детали были прочнее и надежнее. Несмотря ни на что, заводчане принципиально сохранили советские производ-ственные ГОСТы. И это качество позволяло до последнего времени удерживать предприятие на плаву.

Показательный пример. В прошлом году одно подмосковное предприятие закупило партию китайских грузовиков. Но через какое-то время у всех их вышли из строя карданные валы. Новые были заказаны херсонцам.

Но в последние несколько лет ситуация на заводе начала ухудшаться. Уже 2010 год Херсонский завод карданных валов закончил с чистой прибылью всего в 84 тысячи гривен. Для предприятия с миллионными оборотами – слёзы. Наблюдательный совет в Киеве заставлял заводчан писать пространные планы выхода из кризиса. Но от этих планов дела лучше идти не стали. Из-за нехватки заказов работников перевели на 0,4 ставки. По словам рабочих, зарплату последний раз они получали еще за сентябрь прошлого года.

Сейчас предприятие страдает из-за острой нехватки оборотных средств. По итогам 2011 года учреждение сработало в убыток на 63,77 миллиона гривен, в 2012 году убыль составила 71,59 миллиона гривен. Обо всём этом сказано в документе, распространенном руководством завода для акционеров. 26 марта в ПАО «Херсонский завод карданных валов» состоялось ежегодное заседание акционеров, на котором было принято решение – в связи со сложным финансовым положением отказаться от детского оздоровительного лагеря «Юбилейный» и базы отдыха «Приморье». До настоящего времени данные объекты имели статус филиалов завода, теперь они будут самостоя-тельными предприятиями.

Двумя годами ранее завод уже избавлялся от социального балласта, ликвидировав два дочерних предприятия, занимавшихся во-просами внешнеэкономических контрактов и коммунальным обслуживанием общежитий, переданных на баланс Херсона – «Внешнеторговая фирма ХКЗВ» и ДП «Жилищно-эксплуатационный участок». В чём же проблема завода? Почему предприятие, которое смогло пережить кризис 1990-х, дефолт, сейчас находится в финансовом тупике? Что такое могло измениться за последние 4 года, что стало губительным для завода?

Одним из основных факторов считается глубочайший кризис в украинской автомобильной отрасли. Если взять статистику, то только за февраль этого года, по данным Ассоциации «Укравтопром», спад объемов производства составил 55%. Усилиями всех автозаводов удалось выпустить лишь 2919 единиц техники. При этом легковых автомобилей выехало с конвейера 2665 штук, что на 56% меньше, а грузовиков – 115 штук (62%). Работа главного заказчика херсонского завода – КрАЗа – фактически остановлена, бывший машиностроительный гигант выпускает считанные единицы техники.

Но украинский автопром – далеко не единственный заказчик херсонских карданов. Традиционным рынком является Россия. В советские времена одних крестовин на Горьковский автозавод поставляли до 3 миллионов штук ежегодно. Сейчас объемы упали, но всё равно приблизительно 40% продукции по-прежнему отправляют в соседнюю державу.

Но с российскими заказчиками тоже начались проблемы. Причина – отсутствие оборотных средств. На заводе не осталось запасов металлопроката, из которого изготавливают карданные валы, инструментов, комплектующих. Если раньше к реализации полученного заказа приступали немедленно, то теперь сначала нужно приобрести всё необходимое для производства. В результате существенно увеличиваются сроки изготовления, что не устраивает многих заказчиков.

Недостаток оборотных средств, на первый взгляд, нелогичная проблема, учитывая, что контрольный пакет акций предприятия находится под наблюдением Константина Жеваго, владельца одной из крупнейших финансово-промышленных групп (ФПГ) Украины «Финансы и кредит». В состав данной ФПГ входит одноименный банк, активы которого составляют 24,4 миллиар-да гривен.

Тем более странным выглядит то, что львиную долю прибыли завод вынужден отдавать на обслуживание ранее взятых банковских кредитов.

Иными словами, спасти предприятие руководству ФПГ ничего не стоит. Но оно этого прин-ципиально не делает. Складывается впечатление, говорили мне работники организации, что завод специально банкротят.

Похоже на то, что владельцы действительно потеряли к учреждению всякий интерес. Их логика понятна, ведь для них жизнь завода – не самоцель, для них главное – прибыль. А на производстве карданных валов не заработаешь. Существовать на уровне самоокупаемости вполне вероятно. Но это может устраивать рабочих и инженеров, но никак не собственников предприятия в Киеве, которые гуманитарной помощью херсонцам заниматься не обязаны.

А карданы, если что, можно купить в Китае.

ОСТАННІ НОВИНИ