Интеллектуальный капитал

Наталья КИРЬЯНОВА (Таврійський регіон № 12 (56) березень 2013)

Сегодня школа стала полноправным участником рыночных отношений, что меняет подходы к ее управлению. Херсонская «Школа гуманитарного труда» - уникальный для Украины пример грамотного менеджмента в сфере образования.

Ни для кого не секрет, что в Украине средняя школа с трудом вписывается в новую рыночную реальность, существенно отставая по скорости трансформации. Отсюда непреодолимые противоречия современной системы образования. С одной стороны - хронический дефицит бюджетных средств и административная система управления, а с другой - необходимость решать большинство финансово-хозяйственных вопросов самостоятельно. В этих условиях главной фигурой становится директор, осуществляющий практический школьный менеджмент. Ведь в соответствии с концепцией менеджмента качества - 98% успешности зависит от управления и только 2% - от исполнителей.

Самой яркой иллюстрацией этой аксиомы служит уникальное для Украины учебное заведение - учебно-воспитательный комплекс «Школа гуманитарного труда» Херсонского областного совета. Идейным вдохновителем и генеральным менеджером ее успехов вот уже 21 год является кандидат педагогических наук, заслуженный работник образования Украины, депутат областного совета от Партии регионов Артем Кияновский. Созданная им концепция эффективного управления сложным учебно-воспитательным комплексом стала интеллектуальным know how в сфере образования, которым он щедро делится с коллегами.

Продуманная стратегия развития

"Что учебное заведение изначально создавалось как экспериментальная авторская школа с четкой стратегией развития. Прежде всего, ШГТ - единый учебно-образовательный комплекс, располагающийся сегодня в трех зданиях: начальная школа и дошкольные группы, гимназия, спальный корпус интерната, между которыми курсирует специальный школьный автобус. Такая конфигурация позволяет обеспечить непрерывность образования(начав учиться с трех с половиной лет в садике, дети продолжают уже в гимназии по единым программам и авторским методикам), а также - успешно решать вопросы эффективного обучения и досуга учеников в таком редком для Украины формате среднего учебного заведения, как школа полного дня, каковым является ШГТ.

«Сегодня даже небольшими деньгами можно решить многие хозяйственные проблемы, - замечает Артем Кияновский. - Главное - не участвовать в сомнительных финансовых схемах с подрядчиками, а делать ставку на современные, безопасные и экономичные материалы и технологии. Например, мы были первыми в Херсоне, кто еще в 1994 году перешел на автономное газовое отопление всех корпусов, закупив современное экономичное оборудование. Школе нужна заботливая рука, а не огромные бюджеты». Невозможно поверить, что большинство зданий комплекса на момент передачи их школе представляли собой руины без света и воды.

Сегодня в ШГТ мягкие диваны в коридорах, теплые светлые классы и по-домашнему уютные комнаты в интернате для одаренных сельских детей; сияющие чистотой туалеты, в которых есть жидкое мыло, бумажные полотенца, накладки на унитазы; столовые с белыми скатертями, полным набором столовой посуды и картинами на стенах. Ибо здесь уверены: только создав ребенку комфортную повседневную среду, можно воспитать личность, умеющую понимать красоту и ценить труд.

Эффективность функционирования

«Школа гуманитарного труда» не имеет аналогов на рынке образовательных услуг Украины. Ее уникальная концепция, заключенная в самом названии, позволяет успешно конкурировать не только со средними учебными заведениями Херсона, но и всей области. Секрет в том, что тут удалось изменить саму парадигму школы, осуществив переход о котором писал Франц Рюдигер Ях: «Школа гражданского общества - гражданская школа - школа граждан». В центре этой модели помещен ученик, как самый ценный человеческий капитал любого общества.

«С первого дня создания школы мы хотели дать новое содержание образованию. Оно должно предоставлять детям четкие жизненные ориентиры и формировать их систему ценностей, - подчеркивает директор ШГТ. - Мы готовим личность, которая сможет в жизненной конкурентной борьбе выстоять и добиться своего. Но не кулаками, а силой интеллекта. Именно в такое образование своих детей надо инвестировать деньги». Поэтому в учебной программе, помимо обязательных дисциплин, появились предметы, которые не встретишь в других школах Украины - основы философии, история религии, греко-римская мифология, история искусств, основы криминального права и процесса, художественный труд театр и хореография.

Английский, немецкий, русский и украинский языки тут преподаются по программам спецшкол. Разработаны и новые учебные программы для детского сада, музейные уроки и уроки театра, встречи с интересными людьми. Это и есть жизнь школы, где каждый день воспитанник загружен познанием мира. Все эти дополнительные услуги и предметы оплачиваются из специальных средств бюджета, который родители пополняют, внося оплату на счета казначейства. То есть родители выступают заказчиком, школа - исполнителем, а дивиденды всегда получает ребенок.

«Школа должна заслужить авторитет учеников и родителей. Ведь учителя перестали удивлять детей своими знаниями, неожиданными поворотами в подаче знаний, добрыми и заботливыми поступками, - подчеркивает Артем Кияновский. - В ШГТ, где педколлектив на 90% состоит из учителей-методистов и учителей высшей квалификации, а победители олимпиад есть по всем предметам, учителя - это наставники, искренне переживающие успехи и неудачи своих воспитанников. Они всегда готовы научить и помочь!»

Внедрение современных технологий

Основным направлением развития школьного менеджмента ШГТ сегодня является адаптация учебно-воспитательного комплекса к происходящим в обществе изменениям через внедрение в практику обучения информационных технологий и создание единого информационного пространства. Первыми шагами в этом направлении стали школьный сайт и радио.

«Сегодня дети «живут» в сетях, - замечает Артем Кияновский. - А значит, нам надо решить проблему доступа к информации. Причем не только физического, но и интеллектуального (научить мыслить критически при отборе информации). Школа должна моделировать информационное пространство ученика». Все необходимые для этого инструменты предоставляет созданный здесь универсальный интерактивный комплекс, включающий в себя кабинеты информатики, интерактивный кабинет и электронный читальный зал. Интерактивный кабинет позволяет преподавателю не только использовать интернет-ресурсы в ходе проведения урока, проводить интерактивное тестирование, но и разрабатывать авторские уроки. Его ядром является интерактивная доска, объединяющая в себе интерактивный экран, маркерную доску и компьютер управления интерактивным кабинетом.

Электронный читальный зал библиотеки, ставшей полноценным информационным центром, оснащен электронными книгами и компьютерами, дающими доступ ко всем образовательным ресурсам интернета, включая дистанционное обучение. Так на практике реализуется главный принцип этой уникальной школы, сформулированный ее директором: «Вся наша работа направлена на то, чтобы дети трудились. Трудились много, вдохновенно и получали радость от своего упорного интеллектуального труда!»