ЖКХ Херсона в вопросах и ответах

Ирина ПАВЛОВА // Гривна № 13 (950) 21.03.2013

На прошлой неделе, когда коммунальщики Херсона отмечали свой профессиональный праздник, мы задали ряд принципиальных вопросов руководителю отрасли – начальнику департамента ЖКХ Херсона Игорю Марченко

- Игорь Олегович, вы на этой должности чуть больше года, много ли сюрпризов, открытий вас ожидало на новой работе?

- На момент назначения, сфера ЖКХ мне была хорошо известна – будучи депутатом горсовета, а до этого депутатом райсовета двух каденций, я много занимался вопросами «коммуналки». Поразил, наверное, объем проблематики, с которым столкнулся и которым пришлось заниматься.

Дело в том, что департамент ЖКХ в Херсоне создали недавно – в 2011 году, и эта структура существенно отличается от прежней системы. Раньше существовали отдельные управления: главное управление жизнедеятельности города, управление экологии, управление дорог – всё это были отдельные юридические лица со своей бухгалтерией и своими руководителями. Заместитель городского головы лишь курировал их деятельность.

Теперь управления являются структурными подразделениями департамента ЖКХ, и в руках его руководителя сосредоточено управление всей большой отраслью. Зачем это сделано? Чтобы проще было управлять, чтобы возникало меньше разногласий и противостояний между начальниками управлений. Ведь все наши направления работы тесно связаны между собой: благоустройство и экология – понятия очень близкие, а где жилищное хозяйство – там водоснабжение и теплоснабжение...

- На заседаниях депутатской комиссии по ЖКХ вы часто не находите общего языка с депутатами: они то принципиально не хотят вас заслушивать, то активно критикуют и упрекают в непрофессионализме, то большинством голосов вообще «увольняют». Чем объясните конфликт?

- Объяснение у меня одно: часть депутатов, которые входят в эту комиссию (а их на самом деле немного), хотят сами управлять отраслью. Поэтому требуют, чтобы начальник департамента ЖКХ беспрекословно слушал их указания, четко выполнял команды и докладывал по первому требованию. В противном случае голосуют за то, чтобы меня уволить, и потом озвучивают это на сессии. Только такой подход противоречит системе местного самоуправления. Я не согласен с тем, что все рекомендации депутатской комиссии обязательны для исполнения. Они носят рекомендательный характер. Депутаты часто субъективны, так как пытаются решить свои собственные вопросы. Поэтому горсовет имеет право принимать какие-либо решения только большинством голосов на сессии. А разве может мнение 5 депутатов, пусть даже из профильной комиссии, отражать мнение всего депутатского корпуса, который состоит из 75 человек?

- Расскажите, чем конкретно должна заниматься инспекция по благоустройству и контролю за санитарным состоянием города, которой недавно за бюджетные средства пошили практически военную форму?

- Эта инспекция – новшество для города, и, думаю, это начало наведения порядка. Раньше в Херсоне тоже существовала подобная инспекция (ее возглавлял депутат горсовета Сергей Шкода), но она являлась хозрасчетной структурой. Потом прокуратура вынесла по этому поводу протест (контролирующий орган зарабатывал деньги на свое содержание, используя рычаги власти), и инспекцию ликвидировали. А новую, которая действительно частично состоит из бывших сотрудников органов внутренних дел, нужно было ввести в состав органов местного самоуправления.

Сделать это сложно, ведь когда структура хозрасчетная, количество людей может быть любым. А тут каждый сотрудник получает зарплату из бюджета! Поэтому штат у инспекции пока очень скромный – всего 5 человек. Конечно, этого недостаточно, чтобы инспекция могла нормально функционировать (по нормативам на такое количество населения, как в Херсоне, нужно 45 человек). Отчасти поэтому мы и пошили инспекторам форму – чтобы граждане относились к этим людям с большим уважением. Инспекция осуществляет надзор за соблюдением правил благоустройства. Ее сотрудники проводят разъяснительные беседы, вправе составлять предписания. Если и это не помогает – составляется акт правонарушения, который передается на админкомиссию.

- А что так называемая муниципальная милиция уже не следит за порядком?

- Да, договоры с Государственной службой охраны, сотрудники которой привлекались к охране объектов коммунальной собственности, недавно разорваны. Эффективность такого сотрудничества оказалась небольшой, а лишних денег в бюджете нет.

- Почему в Херсоне никак не построят мусороперерабатывающий комплекс, ведь мэрия даже проводила конкурс на лучшую технологию переработки ТБО, скопившихся на территории городского полигона, и звучали интересные предложения?

- Материалов этого конкурса я не видел, так как в то время еще не работал начальником департамента ЖКХ. Но насколько понимаю, условия конкурса просто не соответствовали интересам инвесторов. Хотя после 2017 года нынешний полигон в любом случае прекратит свое существование, так что строительство мусороперерабатывающего комплекса в Херсоне – вопрос недискуссионный. Это единственный выход из ситуации.

Сейчас разработан проект прокладывания электрических сетей к действующему полигону, потому что территория до сих пор не электрифицирована. Нет там и воды, хотя имеется скважина, предназначенная для отбора проб (так осуществляется контроль за состоянием окружающей среды). Эту скважину вполне можно разработать. Также в планы этого года закладывается ремонт дороги в сторону полигона.

С учетом всех этих мероприятий по созданию инвестпривлекательности участка мы готовимся объявить новый конкурс уже в этом году. На-
деюсь, он будет результативным.

- Игорь Олегович, можете ли назвать самые сложноразрешимые проблемы в сфере ЖКХ Херсона?

- Очень беспокоит, например, изношенность жилого фонда. Ведь в Херсоне 35% жилых домов были построены до 1930 года, еще 17% таких зданий – до 1960 года, 18% – до 1970 года. Такой устаревший жилой фонд требует очень серьезных капиталовложений, ведь жилищное хозяйство – это и кровли, и сети, и состояние подъездов, дымовентканалов, и фасады, которые тоже рушатся. По расчетам 2012 года для устранения аварийных ситуаций в Херсоне требуется 183 миллиона гривен (и это без учета ремонта лифтов). А бюджет может выделить в год только 12 миллионов, из которых половину суммы придется направить на поддержание лифтового хозяйства. Значит, располагаем всего 3% от необходимой суммы на ремонт жилья.

Но самые глобальные проблемы кроются в действующем законодательстве. На сегодня ЖКХ работает по Жилищному кодексу УССР от 1983 года! Поймите, тогда было совсем другое время, другой строй. Тогда не было частной собственности, а сейчас 99% квартир – приватизированы. Люди стали собственниками жилья. И, согласно решению Конституционного суда, лифты, кровли, подъезды также находятся в совмест-ной собственности жильцов, они обязаны принимать участие в содержании всего дома. Но Жилищный кодекс от 1983 года не может учитывать таких моментов. Им в качестве ответственного определен балансосодержатель – городская власть. А городской бюджет с финансированием в размере 3% от потребности не может закрыть проблемы всех этих домов. Мы выделяем деньги на отдельные дома, подъезды, но имеем ситуацию, когда основная масса жильцов всё равно недовольна.

В Херсоне 50% населения проживает в домах частного сектора и еще 50% – в многоквартирных домах. Причем жильцы многоквартирных домов коммунальной собственности – это всего 30% горожан. Разве справедливо, что лишь эти 30% граждан пользуются правом решать свои бытовые проблемы за счет городского бюджета, да еще и требуют этого в ультимативной форме?

- Депутаты профильной комиссии по ЖКХ рекомендовали вам при составлении титульных списков на этот год заложить средства не на капремонт лифтов, а на их модернизацию...

- Практически все лифты в Херсоне уже отслужили 25 лет – это максимальный срок эксплуатации, по истечении которого нужно проводить экспертное обследование, капремонт или модернизацию подъемника. Модернизация (с заменой основных узлов и агрегатов) позволяет надольше продлить срок службы лифта, но ведь и стоит намного дороже. Отремонтировать подъемник мы можем и за 10–15 тысяч, а модернизация обойдется в 80 тысяч гривен.

Вот и считайте. В этом году нам нужно починить 215 лифтов. Чтобы провести их модернизацию требуется 17 миллионов гривен, а у нас всего 12 миллионов, да и нужно оставить средства на ремонт кровель. Поэтому было решено, что все лифты мы просто капитально отремонтируем.

- Часто приходится слышать, что жилищно-коммунальное хозяйство «убивает» несоответствие тарифов. Можете объяснить это на простых примерах?

- В первую очередь это несоответствие тарифов на квартплату. В городе до сих пор действуют тарифы 2008 года, хотя за это время в 1,7 раза подорожала электроэнергия, почти в 2 раза выросла минимальная зарплата.

В коммунальном хозяйстве – еще сложнее. Есть предприятия-монополисты вроде «Херсоноблэнерго», интересы которых надежно защищены законодательством. Они придерживают свои тарифы на уровне окупаемости, а заложником ситуации останется коммунальное хозяйство, предприятия которого вынуждены платить за электроэнергию по рыночным ценам, поднимать сотрудникам зарплаты, при этом работать по тарифам, которые не покрывают затрат. Правда, государство взялось возмещать разницу в тарифах. Но происходит это парадоксально. Субвенции из госбюджета полагаются коммунальным предприятиям только для уплаты налогов и покрытия долгов за энергоносители. Подразумевается, что при описанной выше ситуации таковые должны возникать.

Но вот у горводоканала Херсона на сегодняшний день уже 54 миллиона подтвержденных убытков, а существенных долгов за электроэнергию – нет. Как они могут накопиться, если «Херсоноблэнерго» заставляет делать предоплату?

- Могут ли херсонцы надеяться, что в скором времени в городе станет чище, зеленее?

- В благоустройстве главная проблема – это также нехватка бюджетных средств. Поэтому отрасль финанси-руется всего на 30–35% от потребно-сти. Той же санитарной очисткой города (дворники, которые выходят чистить пешеходные дорожки, зеленые зоны) мы сейчас покрываем не все улицы,
а только наиболее важные. Да и частоту уборки снижаем в зависимости от финансовых возможностей.

В городе необходимо проводить реконструкцию зеленых зон, но это тоже требует средств. Пройдите по Бериславскому шоссе и увидите, что зеленые зоны у нас выше бордюров. Это произошло, потому что долгие годы уборка улиц проводилась вручную, со сбрасыванием пыли и мусора на обочины, и всё это постепенно втопталось в грунт. На газонах образовались корки-наросты, что мы там посадим? Нужно убирать эту землю, а завозить чернозем. Планировали уже в 2013 году выделить на эту работу 200 тысяч гривен, но пока такую сумму перебросили на другие расходы...

ОСТАННІ НОВИНИ