«Наша душа - небесного происхождения»

Татьяна Крючова (Вгору № 11 (546) 14.03.13)

Имя академика Российской академии образования, доктора психологических наук, профессора Шалвы Александровича Амонашвили известно каждому педагогу, воспитателю, психологу на просторах бывшего СССР и за его пределами. Поэтому личная встреча с ним и участие в проводимом ним авторском семинаре стала настоящим событием для учителей и методистов Херсонщины.

Организаторами семинара, проходившего в течение ияти дней февраля на базе ХАНО (Херсонской академии непрерывного образования) стали в том числе Управление образования и науки Херсонской облгосадминистрации, Всеукраинская культурно-образовательная ассоциация Гуманной Педагогики и Николаевский областной институт последипломного педагогического образования. И, естественно, кафедра теории и методики дошкольного воспитания и начального обучения ХАНО.

Уже при первой встрече с Амонашвили педагоги увидели не почтенного старца — мудреца и профессора (ведь 8 марта ему исполнилось 83 года!), а очень живого, с сияющими глазами, и в то же время скромного человека. Шалва Александрович проводил свой семинар вместе с сыном — психологом, писателем, научным руководителем детского сада "Басти-Бубу" Паати Шалвовичем Амонашвили.

Каждый день семинара имел свое название: "Наша душа - небесного происхождения", "Мы все родом из детства", "Он уже живет", "Силы познания" и "Мы - соработники у Бога". Напомним, что Шалва Амонашвили разработал оригинальную концепцию гуманной (человечной) педагогики, ориентированной на личность ребенка и абсолютное отрицание авторитарной, приказной педагогики. Основные установки ее таковы:

Закон учителя — любить и понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.

Очеловечивать среду вокруг ребенка, уважать его личность, проявлять терпение в процессе становления ребенка.
Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.

Опора в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе. Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность. Преданность.

Шалва Александрович считает, что любого ребенка следует прини¬мать гак им, каков он есть:. "Мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть... Понимать детей — значит стать на их позиции. "Его воспитательная система построена не по принципу подготовки ребенка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего этапа жизни — со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

Уже после первого дня авторского семинара учителя выходили из конференц-зала с такими просветленными лицами, словно постигли какую-то действительно очень важную истину о своей профессии. "Он совершенно перевернул наши представления о многом в процессе обучения. В класс к детям теперь хочется входить с совершенно иным настроем и иными мыслями." Мы попросили молодого учителя начальных классов Цюрупинской гимназии Викторию Иванову поделиться своими впечатлениями. "Семинар, - рассказывает девушка, - проходил в очень активном ключе. Мне, как молодому специалисту, все происходящее было очень интересно и познавательно. В ходе лекции Шалва Александрович приводил примеры применения той или иной методики из личного опыта, наглядно демонстрировал некоторые наиболее интересные методы преподавания. А еще - усадил за парты на сцене учителей и заставил их ощутить то, что чувствует ребенок, получив двойку, и какая это для него трагедия. И большинство из нас, взрослых, почувствовав в душе такой переворот, теперь очень подумает, прежде чем оценить малыша таким баллом и больно ранить маленькую, но тоже небесного происхождения душу. Все лекции и практические занятия были насыщены яркими примерами из жизни и педагогического опыта, щедро переплетены мудростью разных народов, притчами и цитатами из Святого писания. Звучали и слова классиков мировой педагогики Сократа, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского и В.А.Сухомлинского. Словом, мне (и всем участникам семинара) повезло: произошло настоящее чудо - встреча с Учителем с большой буквы Шалвой Амонашвили."

Очень хочется, чтобы гуманная педагогика Амонашвили достучалась до сердец всех наших педагогов, и они ощутили себя не просто озабоченными бытовыми проблемами "урокодателями", а действительно "соработниками у Бога". Ибо все мы - родом из детства.