Бюджет или «узаконенное воровство»

Бюджет или «узаконенное воровство»

Что приняли депутаты в приснопамятную «бюджетную ночь»?

Кто может сегодня однозначно ответить на этот вопрос? Проголосовали то, что нужно государству и его гражданам, или то, что захотело Правительство и лично г-н Яценюк?

На этот далеко не риторический вопрос отвечает Сергей Ковалёв, юрист, управляющий партнер юридичної фирми «Ковалёв и партнеры»: «Дать ответ на этот вопрос настолько сложно, насколько и невозможно.
Кажется, это первый случай в современной истории государства, когда на него не могут ответить и сами депутаты. И вопрос тут не только политический, но и правовой.
Праздники прошли – эйфория рассеялась, настали суровые будни.
Так, что же было проголосовано в зале? Как выяснилось, то, что голосовали депутаты – не соответствует тому, что подписал спикер, президент и что опубликовано в официальной прессе.
В начале недели, то о чем говорили в «кулуарах» стало достоянием гласности – бюджет фальсифицировали».

В понедельник (12 января, 2015 года) Председатель фракции ВО «Батькивщина» Юлия Тимошенко, во время заседания Согласительного совета заявила, что произошли «фальсификации с принятием бюджета на 2015 год и призвала провести расследование».

«В момент принятия бюджета, - высказывает свое мнение по этому поводу Евгений Плотников, эксперт по вопросам внутренней политики, общественной организации «Україна – Незалежна Європейська держава», - депутаты проголосовали одни цифры, а в тот момент, когда бюджет был официально опубликован, в нем, по ряду статей, оказались совершенно другие показатели. По большому счету такие манипуляции являются прямым нарушением, которое четко подпадает под одну из статей Криминального Кодекса Украины «Фальсификация».
Кроме всего прочего, из Закона «О бюджете» исчезли нормы, которые ограничивают заработные платы депутатов и членов Кабинета Министров.
Я считаю, что такие вещи должны быть расследованы, им должны быть даны как политические, так и правовые оценки.
Те, кто допустил подобные вещи, должны понести наказание в соответствии с действующим законодательством Украины».

Обманывать доверие граждан это одно, это политические нюансы, и за это ответственность в законодательстве не предусмотрена, а вот «фальсификация» – это уже грубейшее нарушение, за которым следует уголовная ответственность (ну, и политическая – реакция народа на подобные действия). Никто не имеет права самостоятельными решениями изменять те нормы, которые проголосованы депутатами, даже если там есть нарушения. Для подобного рода случаев, существует соответствующая процедура?

«Если есть юридические вопросы к принятому Закону, - акцентирует внимание С.Ковалев, - то их должны «отследить» в юридическом Управлении или Верховной Рады, или, в худшем случае, Администрации Президента, перед тем, как подать Закон на подпись Президенту. Если есть противоречия по отношению к действующему законодательству, то Президент имеет право наложить на Закон «вето». Если бы соответствующие нормы были соблюдены, то депутаты должны были бы вернуться к рассмотрению принятого Закона еще раз, устранить замечания, снова проголосовать, и вновь отправить на подпись Президенту.
А так, просто, взять и внести изменения в Закон... С таким, не только мне, но пожалуй и всему цивилизованному обществу, кажется, еще не разу не приходилось сталкиваться».

Вот к чему приводит спешка и «политическая необходимость».

Возникает вопрос: как такое вообще могло случиться?

Мы уже говорили о том, что принятие бюджета проходило в очень «сложной» ситуации, и есть ряд важных аспектов, о которых депутаты предпочитали «громко» не говорить, но о чем сегодня в голос заявляют эксперты.

Выходит, что ради политических выгод: как то проведение консультаций с Международным валютным фондом о выделении очередного транша заимствования, было принято чисто политическое решение о принятии бюджета в обязательном порядке до окончания года, а, следовательно, реалии жизни были принесены в жертву политическим.

«Я уверена, - высказывает свою мысль Виктория Любомирова, економист, Международная общественная организация «Економіка і фінанси», - ни одно «политическое» решение, каким бы благими намерениями оно не было продиктовано, не имеет право быть принято с нарушением Закона. Если и дальше так будет продолжаться, то скоро может возникнуть элементарный вопрос – зачем в государстве вообще институт законодательства? Когда в угоду тем или иным политическим интересам неизвестные люди будут самостоятельно вносить изменения в законы принятые Верховной Радой.
Вопрос очень сложный, и он выходит далеко за пределы не только морально-этических, но и законодательных плоскостей. Я уверена, что Верховная Рада должна дать соответствующую оценку ситуации. И все «корректировки» должны быть отменены. Если мы не вернемся в законодательное поле, то ситуация может перерасти в неконтролируемый процесс, и тогда государство рискует перестать быть правовым.
Депутаты обязаны расследовать то, что произошло, и выйти из ситуации с достоинством».

И мы хотим верить в то, что депутаты не позволят кому-то присваивать себе их права, и вносить «изменения» в принимаемые ими законы тогда и так, как это кому-то захочется.

Этак мы рискуем превратиться из правового государства в государство «четвертого» мира, где один человек не только принимает «законы», но и распоряжается судьбами всех граждан так, как ему это заблагорассудится. Это уже не «правой беспредел», и даже не «диктатура» и «монархия», это просто произвол...

Интересно, каким будет решение народных депутатов? Какой они найдут выход из ситуации? Или позволят и впредь «плевать» себе в лицо?

Увы, но кажется Украина, в очередной раз, показала себя далеко не с лучшей стороны перед всей Европой, куда мы так стремимся попасть.

Если тому, что произошло, не будет дана адекватная правовая оценка, то это станет лишним подтверждением, что с правами у нас в стране возникают все большие проблемы.

Сергей ОСОЛОДКИН

Херсонцы в твиттере