Сергей Осолодкин

Заслуженный журналист Украины

Херсонцы, знайте, как вами манипулируют

Херсонцы, знайте, как вами манипулируют
Нас с вами уже погрузили в избирательный процессе, который хотя еще и не стартовал официально, но фактически уже идет полным ходом.

Одна из составляющих процесса это поиск практических путей привлечения внимания масс к определенному событию (кандидату) или наоборот отвлечения внимания от того, что плохого сделал тот или иной субъект (человек, партия).

Как правило, для таких вещей используют манипулятивные технологии (способ отвлечь внимания человека от главного путем переключения его на второстепенное).

Современная действительность насчитывает множество технологий манипулирования людьми и их сознанием. Хотя, ученые считают, что все они, в принципе, укладываются в 10 основных принципов, которые разработал и описал американский лингвист, политический публицист, философ и теоретик, профессор лингвистики Массачусетского технологического института, автор классификации формальных языков, называемой иерархией Хомского – Аврам Ноам Хомский, который родился 7 декабря 1928, в Филадельфии, штат Пенсильвания, США.

Аврама Хомского называют одним из наиболее влиятельных интеллектуалов современности. Еще считается, что он ярый и последовательный критик политической тирании. В своих работах профессор анализирует роль государства от его истоков до современности и обозначает векторы развития.

Сегодня нас будут интересовать его работы с чисто практической точки зрения того, как при помощи текста можно манипулировать массами, и как это используют политтехнологи в период избирательных кампаний.

Способ №1
Отвлечение внимания

Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями.

Прием отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области современных философских течений, передовой науки, экономики, психологии и т.д. Взамен этому информационное пространство наполняется вестями спорта, шоу-бизнеса, мистики и прочих информационных составляющих, основанных на реликтовых человеческих инстинктах от эротики до жесткой порнографии и от бытовых мыльных сюжетов до сомнительных способов легкой и быстрой наживы.

«... постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы граждане постоянно были чем-то заняты, и у них не оставалось времени на размышления; с поля – в загон, как и все прочие животные», - Н. Хомский.

В нашей действительности мы находим тому множество примеров, когда ведущие телеканалы свое основное внимание сосредоточили на создании и трансляции развлекательных (подчас очень низкопробных по качеству) телевизионных программ.

Способ № 2
Создавать проблемы, а затем предлагать их способы разрешения под тем углом, который выгоден человеку или политической силе

Способ еще называют «проблема-реакция-решение».

Создается проблема, некая «ситуация», рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию среди населения с тем, чтобы оно само потребовало принятия мер, которые необходимы правящим кругам. Например, допустить раскручивание спирали насилия в городах или организовать кровавые теракты для того, чтобы граждане потребовали принятия законов об усилении мер безопасности и проведения политики, ущемляющей гражданские свободы.

Так называемый эффект «сильной руки».

Или вызвать некий экономический, террористический или техногенный кризис, чтобы заставить людей в своем сознании принять меры по ликвидации его последствий, пусть и в нарушение их социальных прав, как «необходимое зло».

Тут следует понимать главное: кризисы сами по себе не рождаются, их кто-то целенаправленно создает.

За последние 2 года волна бандитизма и терроризма уже захлестнула Украину. Еще немного и граждане сами захотят, чтобы власть была наделена репрессивными правами. Уже сегодня пытаются через зал ВРУ протащить соответствующие привилегии, когда милиционер – без суда и следствия будет принимать единоличные решения. Чем не вариант диктатуры?

Способ № 3
Постепенное примирение

Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом. Именно таким образом были глобально навязаны принципиально новые социально-экономические условия (неолиберализм) в 80-х и 90-х годах прошлого века.

Сведение к минимуму функций государства, приватизация, неуверенность, нестабильность, массовая безработица, заработная плата, которая уже не обеспечивает достойную жизнь.

Если бы все это произошло одновременно, то наверняка привело бы к революции, а так постепенно день от дня и небольшими дозами массы постепенно приучают к тому, что это неизбежно и когда оно (событие) настает к нему уже как бы все и готовы.

Как пример можно привести историю с поднятием цены на газ для населения Украины. О том, что цена будет повышена, говорят уже более года. Если бы это произошло одномоментно, это вызвало бы эффект «взорвавшейся бомбы», а так граждан постепенно приучили к мысли, что цену на газ поднимут. С такой мыслью народ уже свыкся. И теперь, когда решение будет принято, то такого негативного эффекта как это было бы подними цену сразу и на много уже не будет – народ готов.

Способ № 4
Отсрочка исполнения

Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы представить его в качестве «болезненного и необходимого» и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.

Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому, что народ в массе своей всегда склонен лелеять наивные надежды на то, что «завтра все изменится к лучшему» и что тех жертв, которых от него требуют, удастся избежать. Это предоставляет гражданам больше времени для того, чтобы свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно принять их, когда наступит время.

Тот же пример с газом – только с другой точки зрения (позиция Гройсмана – «борец»), является наиболее характерным в данный период времени в Украине.

Способ № 5
Обращаться к народу как малым детям

В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумах.

Чем сильнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты. Почему? Если кто-то обращается к человеку так, как будто ему 12 или меньше лет, то в силу внушаемости, в ответной реакции этого человека, с определенной степенью вероятности, также будет отсутствовать критическая оценка, что характерно для детей в возрасте 12 или менее лет.

Заранее наивные рассуждения и прописные истины, заложенные в политических речах, рассчитаны на восприятие широкой аудиторией, к которой уже применяются выше и нижеописанные методы манипулирования ее сознанием.

Вот почему большая часть из так называемых кандидатов в Президенты категорически не хочет брать участия в политических ток-шоу или других публичных мероприятиях, где присутствуют их оппоненты. Тогда им не удается навязать свой стиль поведения – «усыпить» или «убаюкать» внимание аудитории и вести ту форму монолога, которая позволяет влиять на сознание масс.

В качестве примера можно приводить то, что в украинском политикуме почти не используют такой формат как «политические дебаты», когда каждый из противников в первую очередь пытается «поломать» игру оппонента путем «разрыва» «обволакивающей ауры» в которую погружает своих слушателей говорящий. Когда оппонент постоянно ставит острые вопросы, меняет тему и направления, манипулятору не удается установить контакт с аудиторией , настроить ее на восприятие на «детском уровне».

Яркий пример такого поведения можно увидеть у Юлии Тимошенко.

Способ №6
Упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления

Воздействие на эмоции, представляет собой классический прием нейролингвистического программирования, который направлен на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге и вообще к способности критического осмысления происходящего.

С другой стороны, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное для того, чтобы внедрять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждения или устойчивые модели поведения.

Заклинания о том, как жесток терроризм, как несправедлива власть, как страдают голодные и униженные оставляют «за кадром» истинные причины происходящего. Эмоции – враг логики.

На таком уровне действуют сразу несколько возможных кандидатов в Украинские президенты. Наиболее яркий пример – Олег Ляшко. В том потоке «текста», который он выливает на избирателя, если его проанализировать, мы не найдем логики. Там присутствуют сплошные эмоции: оскорбления, обвинения, констатация того, что все плохо. Тот, кто слушает, не успевает осознать, что в принципе сам говорящий не произносит ничего существенного – он просто нагнетает ситуацию, вызывая эмоциональные всплески, которые невозможно ни чем подтвердить.

Заложив в сознание аудитории (той ее части, которая подвержена манипулированию и зомбированию) определенные «адресные предпосылки», он достигает эффект который и следовало достичь – «борец». А по сути «демагог-манипулятор».

Способ № 7
Держать людей в невежестве, культивируя посредственность

Добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле.

Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно более скудным и посредственным с тем, чтобы невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы.

Ярчайший пример того, что происходит с образованием в последние несколько лет в Украине.

Под видом «изменения», «усовершенствования», «улучшения», «реорганизации», «укрупнения» и прочего в практику введена доктрина: с каждым годом уровень образования (подачи знаний) – занижать, уровень оценивания (критерии) – поднимать.

То, что раньше было уровнем знаний на «3» балла («посредственно»), сегодня возведены до уровня «5» («отлично»). То, что имело оценку «0» баллов (безуспешный уровень знаний), сегодня оценивается оценкой «3» (переведено в разряд «посредственно»). В такой способ создается ложное представление о том, что такое знание само по себе.

Тут же ответ на вопрос, почему правители государства отправляют своих детей учиться в зарубежные учебные заведения. Там уровень знаний изначально более высокий, так же как и уровень оценки, что в итоге приводит к тому, что по уровню образованности их дети оказываются в разных социальных группах с теми, кто учится внутри станы. А, следовательно, в перспективе, они будут выполнять различные по сложности задачи, равно как и получать различную оплату. Это классический пример классирования слоев населения и разделения их на «патрициев» и «плебеев».

Способ № 8
Побуждать граждан восторгаться посредственностью

Внедрять в сознание населения мысль о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным. Этот способ неразрывен с предыдущим, так как всё посредственное, в современном мире, появляется в огромных количествах в любых социальных сферах – от религии и науки до искусства и политики.

Скандалы и желтые страницы, колдовство и магия, сомнительный юмор и популистические акции – все хорошо для достижения одной цели – не допустить, чтобы люди имели возможность расширить свое сознание до бескрайних просторов реального мира.

Логическое продолжение того, о чем была сказано выше – чем ниже уровень образования, тем ниже уровень потребностей.

Выведенные на улицу «массы» (сегодня их называют по разному «активисты», «народ», «герои» и т.п.) играют отведенную им роль тех, кто проталкивает низменное и первобытное.

Следует сказать, что именно этот способ используют для того, чтобы «забить» образованных. Как правило люди с высоким уровнем образования, высокими духовными потребностями и возможностями редко могут отстаивать свои позиции с «кулаками». Этом пользуется «быдло-масса» которая уже одним своим присутствием (пусть их абсолютное меньшинство) просто «забивает» образованное большинство.

Примеры можно увидеть когда на различные публичные мероприятия скажем заседания, совещания, и т.п. приходит 10 – 15 человек «быдло-массы» которая в своем невежестве действует так, как ей поставили установку. В результате это приводит к тому, что эта кучка возводит себя в ранг «Я – народ», и начинает действовать от имени народа – приписывая себе те полномочия, которыми их никто не наделял.

Таким образом действуют сегодня отдельные группы так называемых «свідомих громадян», «національно налаштованих активістів». Все, кто не думают так как они, а их абсолютное меньшинство, тут же записывают во «враги нарда».

Способ № 9
Усиливать чувство собственной вины

Заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных возможностей, способностей или прилагаемых усилий.

В результате, вместо того, чтобы восстать против экономической системы, человек начинает заниматься самоуничижением, обвиняя во всем самого себя, что вызывает подавленное состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию.

А без действия ни о какой революции и речи быть не может! И политики, и ученые (особенно психотерапевты), и религиозные деятели применяют достаточно эффективные доктрины для достижения эффекта самобичевания пациентов и паствы, чтобы управлять их жизнеутверждающими интересами, направляя действия в нужное русло.

В современной жизни Украины это постоянные разговоры о том, что происходит на Востоке: тот кто не делает так, как того требует власть – тот виновник всех бед.

И тут примеров можно приводить множество. Кто не хочет помогать «воинам», тот виновен. Власть не позволяет даже подумать народу, что каждый, кто работает, ежемесячно, по решению той же власти, отдает из своей зарплаты часть своих денег в виде налога «на войну». Людям не позволяют даже думать о том, что они помогают. Наоборот их пытаются сделать еще более морально униженными. Тогда они точно не буду спрашивать: а куда власть тратить их деньги?

Способ № 10
Знать о людях больше, чем они сами о себе знают

В течение последних 50 лет успехи в развитии науки привели к образованию все увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и сведениями, которыми обладают и пользуются господствующие классы.

Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, «система» получила в свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области физиологии, так и психики. Системе удалось узнать об обычном человеке больше, чем он сам о себе знает. Это означает, что в большинстве случаев система обладает большей властью и в большей степени управляет людьми, чем они сами.

Перед тем как слушать, а тем более воспринимать то, что говорят вам политики, кандидаты, представители власти – остановитесь, оглянитесь, перечтите еще раз эти десять пунктов и прежде чем поверите в самые невозможные лозунги и обвинения – вы убедитесь, что все они вписываются в эту стройную конструкцию. И что это не более чем манипуляция вашим сознанием.

Перед тем как обвинять кого-то из тех, кого власть обвиняет во всех смертных грехах: задумайтесь, а не пытаются ли вами манипулировать, закладывая вам в голову то, что будет выгодно тому или иному властному субъекту?

Не давайте власти возможности манипулировать вами.

Сергей ОСОЛОДКИН

© 2008 - 2024 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: khersonci08@gmail.com, контактиархівТеатр Куліша - Херсон