Херсонцы, приготовьтесь, на старте - попытка № 5!

Херсонцы, приготовьтесь, на старте - попытка № 5!

Нет, речь не будет идти о брачных узах, из знаменитого когда-то шлягера... Говорить будем об очень серьезных вещах – о реформе медицины.

В Министерстве охраны здоровья Украины все так и нет министра, но там опять готовы запустить эксперимент, и снова не на мышах, а на людях.

Такое ощущение, что в Министерстве, которое призвано охранять здоровье, занимаются тем, что постоянно экспериментируют над живыми, но уже совершенно не здоровыми людьми.

Последние два правительства и «общественники» постоянно что-то изобретают, запускают в «производство», так и не поняв, что именно они «изобрели». А потом удивляются, что у нас с населением? Почему оно так стремительно вымирает?

А как же тут не вымирать когда святое – охрана здоровья находится в руках дилетантов. Складывается впечатление, что в министерство, на временной основе, приходят порулить те, кому не лень.

- Чья квота в Министерство охраны здоровья?
- Партии «Х»!
- Ну, так давайте быстрее Министра.
- Так у нас нет специалиста.
- А вам не все равно? Заполняйте квоту, а то отберем и отдадим другой партии.
- Вон, у партии «Z», так же специалистов в образовании нет, но министра же нашли. Не тяните...

Почти анекдот, но, к сожалению, уж очень напоминает реальную жизнь. Партии власти, деля портфели, присматриваются к министерствам не по принципу – у нас есть специалисты и мы знаем, как наладить работу. Куда там... Главный принцип сколько «бабок» можно увести из бюджета. Все остальное «по барабану».

Политическая элита Украины в поликлиниках не лечится. Олигархическая – летает сдавать анализ мочи в Европу... А быдло, ой, простите, население Украины и так вымрет...

И так, в Минздраве снова обещают «реорганизацию». Думаете, что там уже знают, как это делать? Даже не мечтайте. Там, «рожают» прожекты. Несмотря на то, что нового «главного врача» Украины еще нет, но уже есть новый прожектик. За последние 2 года «наработок» было 4. Все предыдущие были «не такими», а вот теперь, пришли проФФессионалы, и вот теперь...

Все начинают с «главного», с громких заявлений: «Мы знаем, как это следует обдумывать и нарабатывать». Как всегда создадут «Робочу групу», напишут «План заходів», пригласят «Ініціативних активістів» (которые разбираются в медицине так же, как и в космосе – знают, что они есть), которые министров в мусорных баках возили... И будут экспериментировать...

Минздрав обещает «улучшения в системе здравоохранения». Правда, при этом ни полслова о том, что конкретно будут менять и в какие сроки.

Напомню, с того момента, когда была представлена «новая концепция реформирования системы здравоохранения», прошло не так много времени, но ее уже «похоронили». «Родили» новый проект – «Концепция построения новой национальной системы здравоохранения Украины».

Специалисты дали первую оценку – старо, как мир. Среди «новинок»: «страховая медицина», «реформа финансирования здравоохранения», «гарантированный пакет медпомощи», «автономия медучреждений», «доступность лекарств для населения». Конкретики – нуль. Единственное, что известно Концепция рассчитана до 2020 года.

К «положительным» моментам эксперты относят идею финансирования за счет «поступлений от ряда налогов на целевое финансирование больниц и поликлиник». Идея хоть и «свежая», но в принципе не новая. Ее обсуждали 5 правительств назад. Сегодня идею возродили, в общих чертах. О каких налогах идет речь, в каком объеме – ни слова.

Интересно, случайно ли, заговорили о том, что одним из налогов может стать налог на соль? Да, кухонную соль. Ее собираются отнести к группе акцизных товаров. В 19 веке, украинцы платили такой налог, наравне с табаком и алкоголем.

В «Концепции» вернулись к теме «оптимизации» сети амбулаторий, районных (ЦР) больниц и поликлиник (значит, будут сокращать). Вместо существующих ЦРБ, предлагают создавать «госпитальные округа». О чем идет речь?

В каждом районе области есть ЦРБ, где люди получают многопрофильное лечение. В то же время в маленьких населенных пунктах существует разветвленная сеть амбулаторий – где есть как минимум 1 профессиональная единица среднего медицинского персонала.

Отдельно существуют фельдшерско-акушерские пункты, где работают специалисты более высокой квалификации – фельдшеры, которые могут диагностировать часть заболеваний, проводить более сложные медицинские манипуляции, оказывать догоспитальную помощь.

Когда «реформирование» закончится, то специализированную медпомощь будут оказывать только в «многопрофильной больнице интенсивного лечения». Это будет больница одна на несколько районов. Если сегодня до ЦРБ из самого отдаленного уголка района 30 – 35 км, то потом это может быть 100 – 120 км.

Нам каждый раз ставят в пример Европу. О чем речь! Какие могут быть вопросы! Давайте! Кто против? Только дороги сначала постройте. Транспортом специализированным скоростным обзаведитесь, вертолеты санавиации закупите, и тогда хоть в соседнюю область, за 250 км госпитализируйте.

Нынче, разбитый «УАЗик» с трудом в грязь и непогоду за полтора – два часа, в соседнее село. Не приведи Господи, пострадавших в ДТП или с перфорированной язвой в госпиталь доставлять.

Смешно сказать, но со смертностью, исходя из Концепции, в Минздраве собираются бороться за счет:

- «эффективной системы оказания скорой помощи» (это когда одна бригада на 40 км в округе, при отсутствии дорог, запчастей, медикаментозного обеспечения самой КСП, отсутствии квалифицированного врачебного персонала в глубинках);

- «пропаганды здорового образа жизни» (снова начнут советовать «закаляться как сталь»);

- «усиления профилактики заболеваний» (этим будут заниматься санитарки с начальным образованием(?), при всем уважении к нелегкой профессии);

- «системы оперативного реагирования на эпидемии» (о том, что это такое, нет ни слова. О каких эпидемиях идет речь?).

Из Концепции следует понимать, что если тема включена, то эпидемии Украине угрожают серьезно, просто об этом пока не говорят громко? Специалисты уже не раз говорили, что снижая уровни защиты населения, понижая социальные стандарты, мы все ближе подходим к границе, за которой наступит эффект «сворачивания» (отсутствие одного тянет за собой другое).

Процесс становится неконтролируемым, вызывает цепную реакцию, выходит на уровни эпидемий и катастроф. Неужели именно это имеют ввиду чиновники, говоря об «усилении»?

Несмотря на то, что у нас открытая статистика, в т.ч. и по смертности, но найти однозначный ответ - сколько и от каких заболеваний умирает граждан очень сложно. В лучшем случае в открытом доступе есть общие данные в процентном соотношении.

Из «Концепции» вытекает, что смертность в результате заболеваний, а, следовательно, низкого уровня лечения очень высокая. Так сообщается, что «реформы» существенно усилят борьбу с «младенческой» смертностью до 18%, от «сердечно-сосудистых заболеваний и травм на 25 – 30%». Если заложили такие высокие проценты повышения качественности, то можно себе только представить какие там реальные цифры.

Что касается источников финансирования реформы (не содержания и обеспечения системы), то на это планируют тратить деньги из государственного и местного бюджетов. Кроме того, сюда же планируют подключить «средства международных финансовых организаций и иностранных доноров».

О том куда, сколько, кто, на что – ни слова. «Реформу», скорее всего, проведут путем простого сокращения приказом Минздрава. Сокращать будут по карте. Из 3 – 4 оставят одну ЦРБ. Какую? Ту, что в центре определенного радиуса. А что там, в этой больнице? Есть площади, есть койки, есть квалифицированные кадры, есть оборудование? Тут важно не это, тут главное угодить начальству.

Тут, как и в истории с децентрализацией «есть мнение» (любимая фраза партийных функционеров времен СССР). Вот уж не думал, что «пережиток прошлого» снова войдет в моду. То, с чем публично борются «активисты» и «демократы-реформаторы» на словах, в жизни процветает.

Снова диктат, снова народу закрывают рот, снова его мнением никто не интересуется. Раньше «передовые» мысли озвучивали «передовики производства», сегодня «активисты» (и те и эти зависимы от власти). Те получали блага за свой реальный труд, и их использовали в качестве агитаторов и пропагандистов, эти продаются просто так.

Партия власти содержит при себе с десяток «общественных организаций», которые действуют как им укажут, выполняют команды которые дают. У нас, в отличии от Турции, пока соблюдают привила приличия, не увольняют неугодных по политическим мотивам, у нас используют «общественное» мнение «активистов». «Есть мнение», а чье оно не важно. Важно, что это хочет власть.

В Концепцию вписали и «новую», хорошо забытую «старую» идею «страховой медицины». Возрождение забытой идеи началось в 2014 году (первое упоминание о страховой медицине было лет 15 назад).

Тогда первый раз пытались всерьез построить систему накопления, но уже тогда стало понятно: сама Украина это не потянет. Вопрос был не в «собирании» денег, а в их «сохранении». Деньги должны быть не просто «сохранены», они должны «работать» – «зарабатывать» для собственника, который параллельно имеет право получать средства на покрытие затрат на медицинское обслуживание.

Тогда же несколько международных компаний были приглашены в Украину для обсуждения условий работы. Компании отказались работать. Причин было две: первая – уже тогда правительство не гарантировало главное условие – неприкосновенность денег вкладчика; вторая – отказ вкладывать деньги в процессы «зарабатывания», которые гарантируют стабильные, прозрачные, понятные прибыли, которые были бы застрахованы на международном уровне.

Правительство крало всегда и тогда, и потом, и теперь. Там смекнули, что пуская на рынок страховых услуг международные компании, отдавая им деньги, они теряют контроль над безумными деньгами, а выплаты становятся «прозрачными».

Понимая, что это монополия, мы можем принимать или не принимать задумки государства. Исходя из опыта прошлых лет, того как работает «страховая» медицина, вы сами можете сделать выводы будет ли выполнено условие Концепции: «гарантии бесплатного пакета медпомощи» (что включает пакет – родовспоможение и удаление молочных зубов, или ПХО раны среднего пальца правой руки один раз за жизнь – мы не знаем).

Кроме того, Концепция предлагает ввести «договорные отношения между заказчиками и поставщиками». Кто в какой роли? Разъяснений нет.

И, наконец, главный вопрос, который сводит на нет все понимание «страховой медицины», это идея Минздрава которой он «удивлял» еще два года назад: «более 90% затрат на здравоохранение должно покрываться за счет государственного и местного бюджетов, а также фонда обязательного медстрахования. И только около 10% на оплаты из больничных касс или карманов пациентов».

Вот и вернулись к тому, с чего начинали (зашли в тупик), а будет ли финансирование? Будет? В каком объеме? Фактически возврат к тому, что есть: денег из бюджета не выделили: лекарств нет, перевязочного материала нет, инструментария нет...

Хотите жить? Платите! Не вижу оснований говорить об обратном. Медицина затратна. Пока нет источников средств, нет смысла говорить о том, что это проект. Это – прожект!

Когда министром был Александр Квиташвили, минувшей зимой, был представлен еще один «программный документ», в котором государство единственный раз честно призналось, что оно неспособно предоставлять все медицинские услуги бесплатно.

Тогда и появился термин «государственный гарантированный пакет», который должен включать те услуги, которые получают пациенты в медицинских учреждениях всех форм собственности. Все, что сверх «социального пакета» - оплата из кармана пациента.

Все проекты как были, так и остались на бумаге, они ни разу не были утверждены ни правительством, ни профильным комитетом ВРУ.

Следует ли ждать результатов от «новой» Концепции? Покажет время. Скорее всего, попытка № 5 окажется такой же безуспешной, как и выход замуж герои одноименного хита минувшего десятилетия...

Сергей ОСОЛОДКИН

Херсонцы в твиттере