Херсонская «Новая генерация» хочет улучшить жизнь крымчан

Херсонская «Новая генерация» хочет улучшить жизнь крымчан

Сегодня, 29 января в Херсоне молодежная организация «Новая генерация» презентовала результаты регионального мониторинга административных услуг для граждан Украины, проживающих на временно оккупированной территории Автономной Республики Крым.

Мероприятие является частью проекта, который финансируется Министерством иностранных дел Дании, Европейским союзом и Программой развития ООН в целях повышения качества административных услуг, предоставляемых крымчанам на территории Херсонской области.

Презентация прошла живо, интересно, конструктивно, что называется на одном дыхании. Этому способствовала большая теоретическая и практическая работа, проделанная «Новой генерацией» за последние три месяца с начала старта проекта. В процессе мониторинга использовались методы опроса респондентов (из числа крымчан), наблюдение за деятельностью государственной миграционной службы и центра предоставления административных услуг, проводились интервью, был осуществлен детальный анализ веб-сайтов Херсонской областной государственной администрации и 17 районных администраций.

Как отметила исполнительный директор МО «Новая генерация» Оксана Глебушкина, термин «административная услуга» нуждается в дополнительной популяризации и разъяснении. Многие из жителей Крыма не понимают его действительного значения и смысла. По старинке они направляются в «милицию», «собес» и т.д., неэкономно расходуя cвои время и силы.

Итак, центр предоставления административных услуг – это учреждение, работающее по принципу «единого окна», где гражданин Украины может за относительно короткое время получить максимальный объем услуг, т.е., в идеале, решить все свои вопросы. Для распространения этой идеи, наверное, не лишними будут, билборды в качестве социальной рекламы, размещенные, в том числе, и на крымском направлении.

На заметку нашим властям, следует отметить, что идеальный центр предоставления административных услуг, по оценке координатора проекта от программы развития ООН Елены Урсу, сегодня находится в городе Луцк. И заслуга в этом принадлежит тамошней городской мэрии.

Мониторинг «Новой генерации» выявил значительное количество проблем, которые требуют адекватного реагирования со стороны наших органов государственной власти и управления. Эти региональные проблемы в сфере предоставления административных услуг крымчанам были досконально отражены в выступлении координатора проекта Натальи Чермошенцевой.

В оценке конкретных мест предоставления услуг были отмечены: неудовлетворительное состояние помещений, несовпадения между заявленным и реальным графиком работы учреждений, отсутствие мест для посетителей с детьми и др. В целом, из 21 ЦПАУ только в 6 районах области существуют приемлемые условия для работы и соответствующее обслуживание.

В контексте проблем информирования обозначены: отсутствие информации об ответственных лицах, недостаточная или ограниченная доступность необходимой информации, отсутствие данных транспортной логистики. Восемь центров предоставления административных услуг (ЦПАУ) не разместили на своих страницах базовую информацию.

Многие крымчане вообще ничего не знают о существовании центров предоставления административных услуг в Геническом и Каланчакском районах. Следует отметить, что для информирования крымчан о местонахождении ЦПАУ в рамках проекта была разработана специальная карта административных услуг для жителей Крыма.

Были отмечены некоторые информационные недочеты и на сайте Херсонской ОГА, где например, должна быть размещена информация о 7 структурных подразделениях, которые предоставляют услуги, а на деле, по данным «Новой генерации» там их всего 3.

Одной из актуальных проблем также является неравномерное распределение нагрузки между центрами предоставления услуг, дефицит кадров, что называется, на передовом рубеже - в Новотроицком районе, где сотрудники государственной миграционной службы (ГМС) едва справляются с потоком крымчан, желающих приобрести украинские паспорта. Кстати наиболее востребованными, являются услуги именно этого учреждения. По данным статистики за последнее время 5229 крымчан оформили украинские загранпаспорта, а 593 - паспорт гражданина Украины.

Список проблем можно было бы продолжить. Однако, «огульная критика» органов государственной власти и местного самоуправления не является целью проекта.

Активисты «Новой генерации» разработали креативные меры способные изменить ситуацию к лучшему. Эти довольно объемные на шести страницах рекомендации носят конкретный, прикладной характер. Они были предоставлены региональным органам власти и управления для последующего изучения и отработки.

Неконфликтная подача материала способствовала конструктивной дискуссии и налаживанию эффективного диалога после проведения презентации. Начальник департамента экономического регионального развития и торговли ХОГА Игорь Клим отметил, что все замечания и предложения, высказанные представителями «Новой генерации» по результатам мониторинга заслуживают пристального внимания и будут тщательно рассмотрены в ближайшее время.

Руководитель службы Представительства Президента Украины в Автономной Республике Крым, по работе с гражданами Украины, которые переселились с временно оккупированной территории, Оксана Смирна на конкретном примере деловой переписки обозначила необходимость более тесного взаимодействия органов государственной власти и общественных организации в оптимизации процессов предоставления административных услуг крымчанам.

Общий позитив проведенного мероприятия должен содействовать повышению качества административных услуг для крымчан в регионе. Истекшие три месяца - это первый этап проекта. Выявлены проблемные аспекты, определены перспективные меры по улучшению ситуации. Властям осталось только проявить необходимую волю и решимость к достижению положительного результата.

Нужно сделать работу над ошибками. Все должно получиться не хуже чем в Луцке.

Георгий БЯНОВ
Центр исследований южно-украинского пограничья