Закон о налоге на недвижимость стоит приостановить…

Закон о налоге на недвижимость стоит приостановить…

На днях мэр Херсона Владимир Миколаенко, выступая в прямом эфире на местном телеканале, пообещал сделать все, чтобы пенсионеры не ощутили на себе влияние нового налога на недвижимость, который по предложению правительства Яценюка, с 2015 года для всех украинцев ввела Верховная Рада.

Напомним, в ночь на 29 декабря 2014 года, представители новой власти упразднили льготы в более чем 50 законодательных актах Украины и ввели новый налог, в соответствии с которым теперь все граждане Украины должны платить государству за свое недвижимое имущество.

Народный депутат Украины VII созыва Владимир САЛЬДО считает, что действие налога на недвижимость нужно приостановить на период законодательного урегулирования множества нюансов, которые усложняют и процесс его начисления, и возможность его уплаты.

Как кандидат экономических наук политик, объяснил особенности этого налогового нововведения.

КОР. Владимир Васильевич, насколько г-н Миколаенко правдив, говоря о том, что он может «уберечь» пенсионеров от этого налога?

В.С. Скажу прямо, Владимир Васильевич несколько лукавит, хотя это и понятно, впереди избирательная кампания, и он наверняка пытается уже сегодня заработать себе «очки» для следующих выборов.

КОР. Тогда, если Вы не против, более детально об этом Законе, и о том, как он будет действовать.

В.С. Это Закон о Государственном бюджете Украины на 2015 год. Он подписан Президентом 31 декабря 2014 года и опубликован в специальном выпуске газеты «Голос Украины» в новой редакции, которая содержит ряд правок, касающихся взимания налога на недвижимость.

Причем важно, что «новая редакция» не содержит качественных изменений, а только количественные. То есть, он как был, так и остался дискриминационным и диспропорциональным по отношению к большинству наших граждан.

Знаете, сначала Премьер Яценюк, а затем и депутаты Верховной Рады сделали очень хитрый ход: возможный «народный гнев» от введения нового налога они лихо перевели с себя на органы местного самоуправления, а, точнее, на местных депутатов, обернув все это в обертку с «красивым» заголовком «бюджетная децентрализация».

Дело в том, что по принятому Закону, вся сумма этого налога поступает в «местную» казну, а, следовательно, местные власти, которые заинтересованы в том, чтобы наполнить бюджет, получают возможность установить максимальную ставку данного налога, а это – 2% от минимальной заработной платы.

Вспомните, что говорил на этой неделе Премьер, собрав местных руководителей: «Мы дали вам полномочия, а ваш выбор – жалеть людей или наполнять бюджет, чтобы направить эти деньги на потребности громады».

Но, устанавливая «максимум», местные советы получат и «максимум» недовольства со стороны своих избирателей. Вот и выходит, что Кабинет Министров и Парламент остались в стороне, а органы местного самоуправления попали «под раздачу». Чему отдать приоритет? Максимально возможному наполнению бюджета или людям, которым при «замороженных» пенсиях и заплатах придется платить за каждый квадратный метр – жилья, гаражей, хозпостроек, сараев и сарайчиков? Да, максимум бюджета – это не только максимум возможностей (ремонты, крыши, лифты, содержание коммунальной собственности и т.д.), но и максимум недовольства. Подумать о людях – значит минимум поступлений в бюджет и, соответственно, минимум на ремонты, крыши, лифты, содержание коммунальной собственности...

Кабмин самоустранился, он оказался в выгодном положении: «Мы дали вам возможность зарабатывать – зарабатывайте. Денег у нас не просите – мы дали вам инструмент». При этом весь негатив пойдет, конечно же, на органы местного самоуправления (депутаты устанавливают ставки налога). Теперь, в случае чего, «верховная» власть может всегда сказать: «Это не мы. Мы налоги не устанавливаем. Это ваши депутаты. Это ваш мэр. Все вопросы к ним».

КОР. Как Вы думаете, поймут ли это люди? Ведь, чем больше будет собрано налога, тем больше денег будет потрачено на их же благо...

В.С. Да, но в случае, если людям есть, чем платить. Но ведь большинство доведено сейчас до уровня жизни, когда семьи еле сводят концы с концами. Получают минимум, а должны платить максимум. Каким же может быть отношение к подобным нововведениям. И, потом, важный факт. Наполнение бюджета и рациональное его использование – вещи разные. Чтобы направить средства на лечение «больных» городских проблем, надо, по крайней мере, понимать предмет, с которым работаешь. Сейчас же в работе местных властей больше демагогии, чем реальных дел.

КОР. Что же делать? Устанавливать минимальные ставки?

В.С. Увы, и это не выход из ситуации. Минимум установить – не проблема. Вопрос в том, а за счет чего тогда выполнять те обязательства, которые возложены на органы местного самоуправления? Здесь следует подходить очень аккуратно и взвешенно. Нужен исключительно дифференцированный подход к каждому.

КОР. Т.е., Вы хотите сказать, что теперь следует ожидать как минимум 50 тысяч заявлений от пенсионеров и льготников всех уровней, о предоставлении им льгот в налогообложении? Это же не реально! Для того, чтобы их рассмотреть, потребуется не один и не два месяца...

В.С. Тут должен быть разработан единый алгоритм, унифицированный. Я уверен, что именно этим и должны сейчас, в первую очередь, заняться депутаты вместе с исполнительными органами на местах. Следует разработать такую систему, при которой этот вопрос можно отрегулировать так, чтобы не рассматривать каждый раз каждое отдельное заявление. Иначе проблема не будет решена.

КОР. Но тогда получается, что всем тем, кто имеет право на льготы, доведется в очередной раз бегать по инстанциям, собирать «бумажки»... Ведь льготу нужно рассчитывать, имея какое-то обоснование?

В.С. Увы, но другого пути нет. А самое прискорбное то, что всю процедуру нужно будет проходить каждый следующий год по-новому. Ведь за год может измениться и состав семьи, и недвижимость может перейти к другому собственнику...

Поэтому, думаю, кабминовцы и депутаты очень сильно поторопились с введением этого всеобщего налога. Ведь раньше он тоже был, но считался так называемым налогом «на богатство», потому что охватывал большие элитные квартиры и жилые дома. Да и касался он только жилой недвижимости.

Перед тем, как водить новый серьезный налог, следовало бы усовершенствовать форму учета недвижимости. Ни для кого не сереет, что «Единый реестр», из которого следовало бы брать данные автоматически (программным способом) и производить расчеты, в Украине далек от совершенства. Более того, единой базы нет. Она есть только на словах. Попробуйте сейчас найти ответ на вопрос: сколько у вас недвижимости? Для этого доведется обращаться в Бюро технической инвентаризации, где бумажный носитель занимает от 60 до 85%.

Со всей ответственностью могу заявить, что в Украине на сегодняшний день нет ни одного населенного пункта, где бы все данные были «оцифрованы» и введены в «Единый реестр».

Сегодня в электронную базу попадает только то, что с чем «работают» сейчас. Т.е., если в данный момент вы проводите какую-то сделку, то ее оформляют в электронном виде и ваша недвижимость отражается на страницах «Реестра». Если же вы ничего в последнее время не покупали и не продавали, то ваши данные как были, так и остаются на бумажном носителе.

КОР. Даже страшно представить, какие завтра начнутся очереди в том же БТИ, если все сразу ринутся «сверяться»...

В.С. Да, но не это страшно. Страшно то, что соответствующие органы, которые должны делать расчеты, не будут иметь отправных точек. Из чего исходить? Брать каждую карточку учета и пересматривать ее? Результаты получим через несколько лет. Потому я и говорю, что государство просто не готово работать с таким массивом данных, если не будет запушена машинная (автоматическая) система учета и расчета. А ее нет потому, что нет баз данных.

КОР. Замкнутый круг? Где же выход...

В.С. Я думаю, что Кабмину и парламенту придется в срочном порядке вносить изменения в Закон сразу же после того, как станет понятно, что воплотить в жизнь его просто нереально. Думаю, как минимум на год-два его отсрочат, в первую очередь, потому, что технически он невыполним.

КОР. А не может ли оказаться так, что граждане, чьи данные есть в «электронном» виде, получат квитанции об оплате, а те, чьи данные пока еще в «бумажном» варианте – останутся вне налогообложения?

В.С. Не исключено, к сожалению. Но тогда, как Вы понимаете, люди окажутся в неравных условиях. Закон не может применяться выборочно, он не может быть дискриминационным...

КОР. Как бы там ни было, но Закон принят, и сейчас ходит много кривотолков о том, что там написано и как он будет действовать. Не могли бы Вы пояснить элементарные вещи «работы» Закона, не вдаваясь в тонкости и юридические нюансы.

В.С. Кстати, замечу, что это еще один «прокол» его инициаторов. Прежде чем вводить Закон, следовало бы объяснить гражданам и детально растолковать по пунктам, как он будет действовать.

Давайте сделаем то, чего не сочло за труд взять на себя государство.

Итак, новая редакция. Рассмотрим структуру Закона:
- Базой налогообложения как была, так и остается общая площадь объекта жилой и нежилой недвижимости (в т.ч. его частей), владельцем которой является гражданин.
- Базу налогообложения, как исчисляли, так и будут исчислять контролирующие органы, на основании данных «Государственного реестра вещевых прав на недвижимое имущество».

Облагаются налогом квартиры (независимо от их количества) от 60 кв. метров, жилые дома (независимо от их количества) от 120 кв. метров.

В том случае, если в собственности одновременно есть и квартиры, и дом или дома (в т.ч. и их части) от 180 кв. метров.

КОР. Давайте поясним чуть детальнее, т.е. получается, что если у вас меньше указанной площади, то вы...

В.С. ...не платите установленный налог.

КОР. А если больше...

В.С. То вы платите только за ту площадь, которая превышает установленные нормы.

Если у вас, скажем 70 м.кв., то от этой площади следует отнять 60, и налог будет насчитан только на 10 м.кв. Т.е. это те метры, которые превышают необлагаемый минимум.

И вот тут мы как раз возвращаемся к вопросу, который Вы поставили в самом начале нашего разговора: имеет ли право мэр самостоятельно устанавливать какие-то льготы? Нет.

Право на установление льгот имеют только советы (сельские, поселковые, городские), т.е. депутаты, которые своим решением могут увеличить максимальную границу жилой недвижимости, на которую уменьшается база налогообложения (для физических и юридических лиц: «исходя из их имущественного состояния и уровня доходов» (так сказано в Законе).

При этом обращаю внимание жителей города, что органы местного самоуправления не имеют права предоставлять льготы, если площадь недвижимости «превышает пятикратный размер необлагаемой площади, утвержденной решением органа местного самоуправления», а также, когда объекты «используются их владельцами с целью получения доходов (сдаются в аренду, лизинг, ссуду, используются в предпринимательской деятельности)».

О том, какие льготы установлены, органы местного самоуправления должны сообщить уже до 1 февраля соответствующему контролирующему органу, который и будет проводить расчетные действия по месту «налогового адреса» (регистрации) владельца недвижимости.

Ставки налога устанавливаются соответствующим решением совета. Размер ставки за 1 кв. м не может превышать 2% размера минимальной заработной платы (установленного на 1 января налогового года). Напомню, что минимальная зарплата с 1 января 2015 года установлена в размере – 1 218 гривен. Исходя из этого, максимально возможный размер налога может составить – 24 грн. 36 коп. за 1 м.кв.

Квитанции об оплате налога должны быть вручены непосредственно налогоплательщику до 1 июля налогового года.

Люди имеют право обратиться с соответствующим письменным заявлением к контролирующему органу по месту жительства (регистрации), для:
а) сверки данных о количестве принадлежащих им объектов;
б) уточнения объема их общей площади;
в) определения права на льготу;
г) уточнения ставки налога;
д) уточнения суммы налога.

Налог платится по месту расположения объекта и зачисляется в соответствующий бюджет согласно положениям Бюджетного кодекса Украины. Физические лица могут платить налог в сельской и поселковой местности через кассы сельских (поселковых) советов по квитанции о принятии налогов. Оплатить квитанцию они должны в течение 60 дней с момента ее вручения.

КОР. В принципе вопросов осталось множество. Например, получается: чем больше имеешь имущества, тем большая льгота. Где логика?! Почему получают преференции культовые строения (церкви).

В.С. Вопросы более чем сложные... Что касается тех же церквей... С одной стороны у нас Церковь отделена от государства, а с другой стороны... почему государство устанавливает такие льготы... В Украине достаточное количество атеистов, и это может задеть их имущественные права с точки зрения неравности перед Законом...

Остается непонятной ситуация с оплатой как за гаражи, так и за другие объекты, скажем, сараи. Как будут облагаться налогом они? К какой категории, на каком основании их будут относить? Пока разъяснений нет.

Непонятно, как быть если квартира и дом находятся на территории разных «территориальных общин», а ведь за каждый объект следует платить именно по месту его расположения (местный сбор). Как будет распределяться налог? Как будут учитываться льготы? В Законе об этом нет ни слова. А мы же знаем, что огромное количество херсонцев имеют загородные участки, на которых расположены строения, и уж они-то точно находятся в другом районе.

Это неопределенные вещи, на наличии которых, я думаю, и должно базироваться решение о приостановке действия этого Закона до момента, пока не будут четко прописаны все нюансы.

КОР. Спасибо.

Что мы имеем в результате? Еще одно подтверждение аксиомы, что спешка нужна... только в одном определенном случае... к которому популизм, не имеет ни малейшего отношения.

Василий КУРУКОВ