Главное, о чем умолчали, принимая бюджет

Главное, о чем умолчали, принимая бюджет

«Героическими» усилиями по принципу «кнута» и «пряника» в начале 5.00 утра 29 декабря чуть больше половины конституционного состава Верховной Рады Украины VIII созыва, с кто его помнит какой попытки, после очередного «перерыва» таки проголосовали «Бюджет-2015».

Казалось бы, вот теперь-то заживем...

Увы, нет. Ведь ни презентовавшие главный финансовый документ страны кабминовцы, ни голосовавшие за него депутаты правду о бюджете нам так и не сказали, умолчав о существенных вещах.

Помнится, в прошлом году, комментируя ситуацию с принятием бюджета на этот год, наш эксперт - народный депутат Украины VII созыва Владимир САЛЬДО назвал госбюджет-2015 нереальным.

В первую очередь, по наполнению. Чего стоит хотя - бы заложенный в нем курс доллара в 17 грн. (в тот момент, когда «реальный» курс был уже 22 грн/дол.). Или установленный всеобщий налог в 2% на недвижимость для всех, кто имеет более чем 60 кв.м.

«Но главное, о чем умолчали, - подчеркнул В.Сальдо, - что бюджет нереален по своей сути. Там есть набор определенных цифр - как в статье «доходы», так и в статье «расходы». Но откуда они? Что за ними стоит? Никто этого не объяснял. Хотя никто и не спрашивал, не разбирался. Большая часть депутатов, не имея никакого представления ни о том, как верстается бюджет, ни о том, из чего он состоит, ни, тем более, о том, как он исполняется, поддались на уговоры, интриги и давление и проголосовали».

Этому голосованию есть объяснение. При отсутствии бюджета Международный Валютный Фонд прекратил бы даже разговоры о возвращении к теме о дальнейшем финансировании Украины за счет заимствованных средств.

«Если бы бюджет не проголосовали, миссия МВФ не приехала бы в Украину и не продолжила бы переговоры. А так у нас есть шанс, что уже после праздников переговоры продлятся, и в феврале – начале марта мы получим очередной транш, на который так рассчитывали еще в прошлом году. Не имея его, придется тратить очередные валютные резервы НБУ на поддержание курса гривны, хотя бы в том коридоре, о котором заявил Яценюк», - поясняет В.Сальдо.

Напомним, что Бюджет-2015 - убыточный. В нем заложено падение экономики на 4,3%, и официальная инфляция на уровне 13%.

Доходы 475,240 млрд. грн. при расходах в 527,194 млрд. Предельный объем дефицита будет составлять почти 64 млрд. грн.

Куда и как будут потрачены деньги бюджета, говорить не имеет ни малейшего смысла. Почему?

«Потому, - объясняет Владимир Сальдо, - что документ, проголосованный депутатами в ночь на 29 декабря, стоит дешевле, чем затраты на бумагу, использованную для его печати. Это не бюджет, это фикция. Набор цифр, собранный ради формальной необходимости принятия.

Есть одна реплика Яценюка, на которую никто особенно не обратил внимания, а в ней - суть. В момент представления бюджета он сказал, что документ будет корректироваться в зависимости от договоренностей с кредиторами: «Прошу проголосовать, а 15 февраля мы вместе дадим стране новый бюджет».

Интересно было бы узнать у Премьера, с кем именно он собирается корректировать бюджет? С «кем» согласовывать? Что значит «мы вместе»? «Вместе» с кем? Хотя, если исходить из его же реплики, что «...с 7 января Кабинет Министров начнет работу с международными кредиторами относительно закона о Государственном бюджете...», выходит...

«Выходит, что все заверения Правительства, что мы формируем «народный бюджет» по принципу снизу доверху - ни что иное, как очередной обман населения», - констатирует В. Сальдо.

«Смысл было разводить антимонии, - уточняет эксперт, - и рассказывать о том, что у нас все сводиться к учету интересов народа, если народ просто «загнали» в условия выживания. О какой бюджетной децентрализации можно говорить? Кто-то хоть раз собирал информацию, что именно нужно на местах, сколько именно требуется денег местным бюджетам на финансирование, как минимум, защищенных статей: зарплат, энергоносителей, социалки?

Кто-то в правительстве интересовался «на местах», как и за счет чего бюджеты местных уровней будут выполняться? Как будут финансироваться капитальные расходы? Их как не было, так нет и не будет. Вопрос, за счет чего содержать дороги, жилые дома, школы, садики, больницы, проводить ремонты, готовить населенные пункты к новому отопительному сезону остается открытым. Как и вопрос поддержки коммунальных предприятий, определения источников доходов, за счет которых должны покрываться расходы», - подчеркивает В.Сальдо.

При этом он отмечает, что основная статья дохода местного бюджета – подоходный налог. Но существенная проблема - где его брать, если долги по зарплате растут с каждым днем все больше и больше.

Политик поясняет: «Общий долг по зарплате в Украине по состоянию на 1 декабря составлял 2,367 млрд. гривен. Начиная с 2003 года, это самый высокий показатель по долгам (тогда они были чуть выше 2,4 млрд).

А в нашей области, по официальным данным, на конец 2014 года долги составили около 17,6 млн. грн. и продолжают расти.

При этом «индекс реальной заработной платы падает быстрыми темпами от месяца к месяцу.

Задолженность по Херсону, как заявила пресс-служба Херсонского горсовета, - порядка 11 млн грн.».

Так о каком «народом» бюджете может идти речь, если Премьер, не скрывая, призывал нардепов голосовать за «технический» проект. Вспомним, что было обещано: начиная с 2015 года, бюджеты будут формироваться снизу; будут учитываться интересы местных громад, которые сами смогут рассчитывать свой реальный бюджет, а Правительство будет отвечать лишь за общие направления и собирать деньги для реализации общегосударственных целей.

Где все это? Увы, власть – сменилась... Методы – остались...

Новая «демократичная» власть уже не скрывает, что бюджет будет составляться с учетом интересов «дядей» из МВФ, по их советам, а, точнее, под диктовку.

Хотя, чего же мы хотим? Кто дает деньги, тот и «девочку танцует»...

Кто там еще говорит о «суверенитете» и «независимости»?..

Василий КУРУКОВ