Херсонский мостопереход: «где деньги, Зин?»

Херсонский мостопереход: «где деньги, Зин?»

Уже ровно год, как Херсон взвалил на себя тяжкое кредитное бремя – на прошлогодней ноябрьской сессии горсовет согласился на софинансирование «стройки века»: возведения мостоперехода Таврический – ХБК. 

С тех пор дело о строительстве не только не просветлело, но и стало еще темнее: пока город ежемесячно исправно платит проценты за кредит (а это ни много ни мало 258 тысяч гривен), воз строительства путепровода остается на месте. Судя по всему, «стройка века» снова заморожена. Хотя профильные чиновники из УКСа в ответе на информационный запрос «Гривны» уверяют в обратном, их коллеги по мэрии признают: генподрядчик не выполняет договорные условия и прекратил работать.

Напомним, в 2013 году для строительства мостоперехода решили привлечь кредит: 198843518 гривен на 10 лет под государственные гарантии. Условиями предоставления этих самых гарантий были компенсация процентов и погашение займа по такой схеме: 50% за счет госбюджета и 50% – за счет городского. Заявлений, разного рода обвинений и дат постройки мостоперехода с тех пор звучало немало.

Новая власть уже сменила старую и поспешила обвинить «попередников» в разворовывании денег на строительстве путепровода, говорили и о привлечении к финансовому разбирательству Госфининспекции и возбуждении уголовного производства. Однако «удавка» на шее городского бюджета в виде космических размеров кредита от этого никуда не делась.

Как говорится в ответе начальника горуправления капитального строительства Василия Карауша на запрос «Гривны», 14.01.2014 года подрядчику – госпредприятию «Херсонский облавтодор» – перечислили аванс на приобретение материалов. Это больше 55 миллионов гривен за счет кредита, привлеченного под госгарантии. И спустя более чем полгода – 10 сентября – в управлении капитального строительства подписали акты выполненных работ на более чем 13,5 миллиона гривен.

То есть профильные чиновники подтвердили выполнение подрядчиком объемов работ на указанную сумму. Куда же подевались остальные десятки миллионов? Ведь из этого следует, что актов выполненных работ на недостающую сумму нет. А это басно­словные деньги!

Летом во время очередной заморозки в строительстве, по словам тогдашних областных властей, субподрядная фирма из Днепропетровской области работы остановила, мотивируя тем, что какие-то ее материалы находятся на территории проведения военных действий – в зоне АТО. Тогда областные чиновники и говорили о возбуждении уголовного производства в деле о мостопереходе.

Сейчас, как сказано в ответе из управления, заказчик (то есть горуправление капитального строительства) проводит инвентаризацию стройматериалов, которые находятся на стройплощадке. Тогда же летом – в июле – суд обязал генподрядчика выполнить условия договора по строительству путепровода. А в начале осени на одной из комиссий горсовета докладывали, что подрядчик работает: уже уложил 350 железобетонных блоков для обустройства подпорных стен, а также 40 тысяч тонн песка в тело насыпи.

Тогда же и пытались решить возникшую проблему с переносом инженерных сетей, которая тоже тормозила работу. Сейчас, как уверяют в управлении, мостопереход строится. По крайней мере это следует из ответа на информационный запрос «Гривны». Цитируем: «на сьогодні підрядником виконуються роботи з армування подовжніх швів прогонової будови, улаштування глиняного замка на підпірній стінці з боку Бериславського шосе та буріння дренажних паль на підпірній стінці з боку Таврійського мікрорайону».

В обратном убедился фотокор «Гривны», выехав на место (на фото). О том, что сейчас генподрядчик не выполняет условия согласно договору и не работает, говорит и главный финансист мэрии – директор гордепартамента бюджета и финансов Роман Пидперыгора, по совместительству и депутат горсовета. По его словам, в горисполкоме по этому поводу совещались уже неоднократно и предлагают подать в суд на облавтодор о взыскании суммы, которая не подтверждена актами выполненных работ.

«Мое мнение таково: скорректировать проект, сделать его экспертизу, добавить перекладку сетей (водоснабжение, канализация и так далее), а потом уже искать источник финансирова­ния за счет госбюджета. Ведь если в прошлом году было 198 миллионов, то по нынешним ценам, наверное, уже будет порядка 300 миллионов. Город, конечно же, не может потянуть такие большие суммы», – считает Роман Пидперыгора.

В милиции, куда «Гривна» обратилась с вопросом о возможном возбуждении каких-либо уголовных дел относительно городской «стройки века», нам пояснили: еще в марте этого года здесь зарегистрировали уголовное производство по факту хищения выделенных на строительство мостоперехода денег. Как рассказали правоохранители, строительство затормозилось из-за того, что решается вопрос с переносом коммуникаций. Сейчас, по их словам, идет проверка, где закупали стройматериалы, в каком объеме, а еще – законности их приобретения. Проводится досудебное следствие, о подозрении в совершении противоправных дел никому не сообщали.

Тем временем остается немало вопросов, среди которых: неужели акты выполненных работ по строительству мостоперехода с учетом недостающих миллионов подписывали с закрытыми глазами? Куда смотрели чиновники разных рангов? И неужели все «чудеса», произошедшие в этом деле, просто спишут на «попередников»? 

Ирина ДОМАЩЕНКО/Гривна
фото Дмитрий КУЛАКОВ