Почему зубастых матрешек в магазинах не видать

Зубастая матрешка с автоматом — не самый популярный персонаж у коммерсантов Херсона.

Еще 12 сентября своим решением № 1506 городской совет рекомендовал всем субъектам хозяйственной деятельно­сти снабжать все продающиеся товары российского производства ее изображением и пояснительной надписью о том, что выставлена продукция страны-агрессора. Но рекомендацию мало кто спешит исполнять, несмотря на то, что начальник управления потребительского рынка Вера Кружнова лично объехала десятки торговых точек и оптовых баз с пояснительными письмами на этот счет. Если в небольших магазинах и на рынках матрешка с автоматом кое-где встречается, то в крупных торговых центрах ее днем с огнем не найти, хотя с момента принятия решения миновало уже два месяца. Чтобы обсудить, когда предостерегающая маркировка там появится, а если нет, то почему, в мэрию пригласили директоров региональных представительств десятка национальных торговых сетей, работающих в Херсоне.

Пояснения они давали сходные: дескать, в разных городах страны требования к маркировке предъявляют разные. Кто-то хочет видеть на ней ту самую зубастую матрешку, кто-то — перечеркнутый российский флаг в красном круге или что-то еще. А политика фирм-ритейлеров сводится к тому, чтобы подобные обозначения во всех супермаркетах были едиными, и сейчас дизайнеры их спешно разрабатывают. Возможно, в ближайшие недели мы их все-таки увидим на стеллажах с товаром. Но обещание касается лишь продовольственных магазинов. Руководители трех самых больших сетей, торгующих бытовой техникой и стройматериалами, вообще на контакт не идут и никаких обещаний относительно распространения предостерегающей маркировки не дают — наверное, опасаются растерять последних покупателей. Ведь в таких ТЦ, как правило, до половины товаров выпущены или собраны в России. Так что магазин, вдруг запестревший зубастыми матрешками, сильно рискует ощутимым падением спроса.

Впрочем, нельзя категорически утверждать, что наличие предупредительных надписей и знаков так вот сразу отпугнет клиентуру — как и то, что этот способ борьбы за рынок будет достаточно действенным. На прилавках херсонских магазинов давно и прочно утвердились бытовая химия и средства гигиены, детские смеси и рыбные консервы, корм для животных производства РФ. Возможно, их качество ниже, чем у продукции из европейских стран. Но россий­ские товары до сих пор поступают к нам беспошлинно, а европейские этой пошлиной облагаются, поэтому они дороже. Обнищавшие украинцы, вынужденные считать каждую гривню в кошельке, ориентируются прежде всего на доступную цену, а не на «агрессивные» обозначения. «Потребительский патриотизм» беднякам, увы, не по карману еще и потому, что государство его никак не стимулирует мерами рыночного регулирования.

Нестыковочка какая-то получается: Россия сегодня заблокировала ввоз большинства украинских товаров, зато экспорт из РФ к нам остается беспошлинным. Евросоюз разрешил бесплатный ввоз украинского продовольствия, а мы продолжаем брать пошлины с европейских товаров, из-за чего они и проигрывают конкуренцию россий­ским аналогам. Как только Киев прекратит попытки «усидеть на двух стульях» и установит протекционистские барьеры на границе с Россией, а не с Западной Европой, подешевеют уже европейские товары, а российское «добро» у нас перестанут покупать без всяких там матрешек и отдельных напоминаний. Хотя любой грамотный экономист скажет: лучше всего производить свое, а не зависеть от любого импорта — российского или европейского. Но для Украины это уже в более отдаленной, послевоенной перспективе.

Сергей ЯНОВСКИЙ
Новый день