Артем Кияновский: «Живые мамонты лучше мёртвых…»

Артем Кияновский: «Живые мамонты лучше мёртвых…»

Директор элитной херсонской школы отвечает на вопросы о вызовах времени и ответах на них

- Ваше имя, Артем Александрович, как директора успешного среднего учебного заведения известно не только в Херсонской области, но и за её пределами. Скажите, чем сегодня живет украинская школа?

- Жизнь современной школы многогранна, но на первом плане, как и столетия назад, выступают проблемы формирования личности воспитанников и подбора качественного состава педагогов.

И когда многие пытаются свести нынешние беды отечественного образования к недостаточному материальному обеспечению или отсутствию должного комфорта для участников образовательного процесса – что на это можно ответить, особенно в трудный час для государства?!

- Тогда по-другому: какие школьные проблемы Вас, опытного и знающего педагога, беспокоят более всего?

- Знаете, есть вещи, на первый взгляд, не очень значимые, но на самом деле основополагающие, как надежный фундамент, который не дает распасться зданию. В рамках этой беседы давайте затронем фактор утраты интереса к чтению, который прослеживается уже во втором поколении.

Дело в том, что за последние десятилетия в мире произошли изменения, которые не могли не затронуть сознание миллионов людей и способствовали формированию у них нового жизненного целеполагания. Вспомните девиз седой древности, декларирующий базовые потребности широких масс – «Хлеба и зрелищ!». С хлебом, то есть пищей материальной, проблема не только не разрешилась, но и в связи с ростом народонаселения в мире серьёзно затруднилась. Зато наступление компьютерной эры и Интернета почти полностью сняло с повестки дня вторую позицию девиза.

Другими словами, сегодня каждый имеющий выход во Всемирную паутину может посмотреть любые кинофильм, концерт, спортивное соревнование, прочитать любые газету, журнал, книгу. Чего только стоит скайп-общение – с кем угодно и на какие угодно темы вне зависимости от расстояния и совершенно бесплатно!

Безусловно, развитие передовых технологий, в особенности в плане получения необходимой информации, нас безмерно обогащает. Зато во многом другом мы заметно проигрываем.

- Что Вы имеете в виду?

- Давайте попробуем проследить разницу между просмотром художественного фильма и чтением книги – источника постановки. Первое всегда носит упрощенный характер: нам показывают картинку и озвучивают действие на экране. То есть в рот попадает разжеванная конфетка. Но вот вы читаете текст и видите только буквы, значительно реже – иллюстрации и ничего не слышите, кроме посторонних звуков, которые доносятся с улицы. И в это время у вас автоматически включается полушарие головного мозга, отвечающее за создание образов. И в вашем сознании возникают не лица и мимика актеров, отражающих видение произведения режиссером-постановщиком, а рождается собственное восприятие героев.

Это совсем другой уровень мыслительной деятельности, когда между читателем и произведением (а точнее – его автором!) нет посредника, который в силу индивидуальных причин склонен к искажению первичного материала.

Психологи обоснованно считают, что влияние книги на формирование личности – а это именно то, чем занимается школа, – несравненно сильнее. Отсюда вывод: каждая по-настоящему хорошая школа должна иметь нормальную библиотеку и заботиться о пополнении книжной базы не меньше, чем о новых шторах в классах и других изысках вроде: «сделайте нам красиво».

Потому что библиотека – это тот инструментарий, без которого учебному заведению практически невозможно достичь результата в важнейшем вопросе: кого мы хотим воспитать? Ребёнка умного, доброго, чистого, с открытым сердцем? Любящего родителей и близких? Готового честно служить Отечеству? Уважаемого и востребованного члена общества?

Могу уверенно утверждать, что все эти качества в значительной степени зависят от книг, которыми подрастающая личность увлекалась в детстве. А после – зачитывалась в юности. Вот только надо следить, чтобы в руки наших детей попадала та литература, которая может это обеспечить: о добре, человечности и справедливости, а не пустая развлекаловка вроде донцовых и марининых, заполонивших сегодня книжные прилавки. Впрочем, на начальном этапе развития интереса к книге и эта «макулатура», по мнению опытных библиотекарей, тоже может сгодиться.

- Школа гуманитарного труда славится своей библиотекой. Насколько я знаю, недавно Вы проводили для директоров учебных заведений города совместный семинар с областной детской библиотекой. Расскажите, пожалуйста, чем располагает ШГТ для формирования у учащихся интереса и потребности к чтению.

- Отвечу вам в цифрах. Книжный фонд школьного библиотечно-информационного центра (БИЦ) насчитывает около 37000 книг, газет и журналов. В наличии множество экземпляров аудио-, видео-, электронных документов. Обслуживание ведут три библиотекаря, в том числе библиотекарь-медиаспециалист. Медиацентр, который входит в структуру БИЦ, укомплектован специальным оборудованием: семь компьютеров, подключенных к Интернету, цветной принтер, мультимедийный проектор, сканер, экран, 6 электронных книг-читалок.

- Внушительно... Но коль речь у нас зашла о библиотеке, то в поле Вашего зрения как председателя депутатской комиссии по вопросам науки, образования, культуры, молодежи, спорта и взаимодействия со СМИ Херсонского областного совета должны находиться все библиотеки региона. Правда ли, что библиотечную отрасль ожидает скорое забвение?

- В XIX веке публичные библиотеки называли «аптекой для души», так как главным стимулом читающих было стремление обогатиться духовно. Что произошло сегодня, почему многие библиотеки столь запущены и безлюдны? Пессимист заговорит о падении культуры и потребности граждан к чтению. Оптимист – что подавляющее количество наших сограждан, очевидно, не испытывает проблем с отменным душевным здоровьем, им незачем, значит, лечить свою душу.

На мой взгляд, не правы и те и другие. Хотя серьезных проблем у наших библиотек хватает. Назову тревожную цифру: по некоторым данным, регулярно (хотя бы два раза в месяц) библиотеки посещает менее 5% населения страны. И это при том, что полвека назад их услугами пользовались более 40% наших сограждан. Просто тогда библиотеки были главным каналом получения информации, потом появилось телевидение, а сейчас на этом поле царствует Интернет.

Недавно в прессе прошла даже полемика на тему: «Исчезнут ли массовые библиотеки, как вымерли мамонты во время Ледникового периода, не станет ли для них Интернет новым Ледниковым периодом?». Ученые видят спасение библиотек в их преобразовании в видеотеки. Уже сейчас в наиболее востребованных книгохранилищах можно взять не только книжку, но и диск, кассету, любые другие цифровые носители с интересующими изданиями – или получить доступ к их электронной версии.

Зная положение наших библиотек не понаслышке, скажу, что живые мамонты лучше мертвых, и нашим суждена долгая жизнь. Конечно, они с учетом требований времени будут переформатированы: приобретут клубные функции общения по интересам, но будущее у них есть. И прежде всего потому, что хорошие библиотекари сродни настоящим педагогам: любят свое дело и готовы во имя него на многое. Есть даже целый ряд шуток по этому поводу:

«Встречаются два директора – директор банка и директор библиотеки. Спрашивают друг у друга:
- Ты своим зарплату платишь?
- Нет, денег же нам не дали.
- И я нет. А они всё равно на работу ходят?
- Ходят.
- Может, вход платный сделаем? – предложил директор банка.
Сделали. Проходит неделя.
- Ну как, твои ходят на работу? – спрашивает директор библиотеки.
- Нет, банковские служащие свои деньги зря тратить не будут.
- А твои? – спрашивает директор банка.
- Ага, и при этом еще экономят.
- Как это?
- В понедельник приходят, а в пятницу уходят...»


- То, о чём Вы говорите, можно счесть хвалебной одой библиотекарям. Согласитесь, это немножко странно: обычно педагоги склонны хвалить только педагогов...

- Почему «странно»? Отдавать должное тому, что играет важнейшую роль в воспитании подрастающего поколения – разве может показаться странным?

Хороший библиотекарь – это не выдавальщик книг в избе-читальне 20-х годов прошлого века, разместившейся в здании порушенной церкви. Это прежде всего грамотный и опытный консультант, подлинный духовник читателя в книжной отрасли.

Известно, что за всю историю человечества благородным писательством занимался примерно один миллион человек.

Никто не знает точного количества написанных ими книг, но есть основания полагать, что их может быть около 10 миллионов, не включая сюда, разумеется, учебники. А сколько может прочесть за свою жизнь человек? От силы 5000–7000 томов. Так вот, важнейшая задача библиотекаря – своим компетентным советом не дать нам захлебнуться в этом книжном океане, ведь ограниченность количества книг, которые могут быть нами освоены, может с любым сыграть коварную штуку: читая пустую макулатуру, мы теряем вдвойне. Во-первых, забиваем мозги всякой чепухой, а во-вторых – не получаем действительно нужные и важные вещи.

- И последнее. Чем бы Вы хотели завершить нашу беседу?

- Мне навсегда запомнились слова одного мудрого учителя, которые я не только разделяю, но и всемерно пытаюсь донести до широкой публики. Он утверждал, что, если бы родители знали, как сильно зависит будущая судьба их отпрысков от того, порог какой школы те переступят впервые, к вопросу выбора учебного заведения у многих было бы совсем другое отношение. Ведь только хорошая школа поможет их любимцам состояться полезными членами общества, на радость себе, своим родным и близким.

Виталий КОРМАКОВ
«Гривна. Новый формат»