Херсонцы жалуются на коммуналку

Херсонцы жалуются на коммуналку

Вопрос несоответствия тарифов в Херсоне реальным затратам все равно придется решать, нравится это кому то или не нравится, считает руководитель Херсонского областного территориального управления Антимонопольного комитета Украины Алёна Ротова.

По ее словам, в областное отделение АМКУ поступают многочисленные жалобы жителей Херсона на некачественное оказание услуг жилищными организациями. Горожане просят разъяснить им, - за что они платят и считают, что услуги обслуживающими организациями практически не оказываются. В тоже время жилищные организации сетуют, что не могут обеспечить требования жителей относительно полноты и качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Административная коллегия Херсонского областного территориального отделения Антимонопольного комитета Украины после продолжительных консультаций с представителями Общественного совета, на своем недавнем заседании приняла решения, относительно порядка в сфере жилищно-коммунальных услуг, которые касаются жилищных организаций.

«Естественно эти решения не несут каких-то финансовых санкций, так как все мы понимаем в каком финансовом положении сегодня находятся наши жилищные организации, - рассказывает Алёна Ротова, - это рекомендации Административной коллегии про принятие мер по устранению причин и условий совершения действий, имеющих признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции. Одно из решений нами было направлено жилищным организациям, для того, чтобы они, согласно нашим рекомендациям в соответствии с Порядком формирования тарифов, утвержденным Постановлением Кабмина, произвели расчеты и вывели экономически обоснованный тариф на свои услуги».

Также, по словам Алёны Ильиничны, члены Административной коллегии Антимонопольного комитета рекомендовали принять аналогичные решения исполкому Херсонского городского совета, для того, чтобы херсонцы знали истинную себестоимость тарифов.

Прокомментировать решения Административной коллегии Антимонопольного комитета Украины, которые касаются тарифообразования и качества обслуживания жилищными организациями, мы попросили начальника управления жилищно-коммунального хозяйства Херсонской облгосадминистрации Инну Трибух.

На наш вопрос, не последует ли за данными рекомендациями Антимонопольного комитета, рост цен на жилищно-коммунальные услуги, Инна Петровна сказала следующее: «Нет, вопрос о повышении цены вообще не стоит. Согласно рекомендациям, которые направило АМКУ жилищным организациям, речь идет о приведении в порядок тарифов. Ведь Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства определило перечень услуг по содержанию домов и придомовых территорий, который состоит из 18 наименований, и каждая жилищная организация должна выполнять эти 18 услуг. Второй вопрос, сколько стоит каждая из услуг? Необходимо просчитать, провести общественные слушания, довести по каждому дому индивидуально. И, я уверена, что каждый горожанин должен знать, стоимость той или иной качественной услуги».

Инна Трибух рассказала, что в Херсоне тариф на содержание домов, сооружений и придомовых территорий не пересматривался с 2008 года и остается одним из самых низких, по сравнению с другими регионами Украины. Уровень его возмещения в затратах обслуживающих организаций - в среднем едва дотягивает до 60%. Но, как считает руководитель управления ЖКХ области, у Херсонского горисполкома есть варианты решения проблемы, и их несколько.

Во-первых, как вариант, можно датировать каждый ЖЭК на разницу по тарифу, в полном объеме. Вторым решением проблемы может быть перераспределение загрузки по содержанию домов, на коммерческие структуры (офисные помещения, магазины, рестораны) расположенные в цокольных и первых этажах многоквартирных жилых домов. Примеры других городов подтверждают, что коммерческое предприятие может взять на себя солидарную ответственность по содержанию дома вместе с жильцами, а в Херсоне почему-то этого нет.

Возможность жилищных организаций получать дополнительные финансовые ресурсы от размещения и эксплуатации кабельных сетей и другого оборудования и использовать их на содержание домов.

Как утверждает начальник управления жилищно-коммунального хозяйства облгосадминистрации, данные рекомендации, разработанные областным территориальным управлением Антимонопольного комитета Украины четко конкретизированы. Поэтому, есть надежда, что рекомендации выработанные Административной коллегией Антимонопольного комитета и согласованные с общественностью будут полезными как для жилищных организаций так и городской власти Херсона, и станут руководством для плодотворной работы в направлении улучшения качества жизни горожан.

Прежде всего это позволит привлечь средства из государственного бюджета в виде субсидий, льгот и новой государственной поддержки населения в виде компенсации, которое регулируется Постановлением КМУ от 05.04. 2014 года № 83 на обслуживание и ремонт жилого фонда города Херсона. При повышении тарифов на коммунальные услуги, которое произошло в 2014 году, правительство сделало все, чтобы не защищенные слои населения и люди со средним уровнем достатка имели возможность не тратить более 10 -15% своих доходов на оплату услуг ЖКГ.

При этом объем дотаций в г.Херсоне составляет 8-10%, хотя в среднем по Украине эти объемы составляют до 30%. О чем это может говорить? Только о том, что в Херсоне живут весьма обеспеченные люди, у которых расходы на оплату коммуналки не превышают 15% от доходов?

Скорее всего нет. Просто политические амбиции прошлой власти не позволяли им понять, что когда политические дивиденды власть получает, снижая, а по сути приводя к нулю безопасность проживания населения в многоквартирных домах, то рано или поздно за такую политическую близорукость придется платить и дай Бог, чтобы не человеческими жизнями.

Нормативный капитальный ремонт жилого фонда практически не производится, конструктивные элементы и внутридомовые системы с годами эксплуатации изнашиваются, и кроме того еще и обслуживание их недостаточное. Что получим в результате - сами понимаете?

Инна Трибух добавила, объем дотаций всегда нужно понимать: «Если жилец требует 100% качественной услуги от жилищной организации, то и он должен понимать сколько это будет стоить. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк четко обозначил, что 30-40% населения должны получать субсидии, - подчеркнула Инна Петровна. - И если мы посчитаем объем субсидий на среднестатистическую квартиру сегодня и что мы можем привлечь в условиях повышения тарифов, мы можем предположить, что они вырастут но не скажутся на оплате малообеспеченного населения. Мы уже имеем среднестатистические данные по Херсону о том, что объем субсидий у нас 8-10%, тогда как вся Украина стремится к показателю 30-40%. Поэтому мы всячески будем содействовать для принятия взвешенных и правильных решений городским исполкомом».

Поэтому вопрос несоответствия тарифов реальным затратам все равно придется решать – обслуживающие жителей коммунальные организации просто не смогут долго работать в убыток и при этом предоставлять качественные услуги населению.

Татьяна САФОНОВА