На Херсонщине хотят: и порт не потерять, и курорт сохранить

«Мы понимаем проблемы портовиков. Но где гарантии, что городская громада получит отчисления от деятельности грузоперевозчиков? А вот убыток от срыва туристического сезона будет ощутимым для скадовчан. Подобное уже было в нашей истории, когда решили выращивать рис на берегу моря и едва ли не уничтожили уникальные природные условия Джарилгацкого залива».

Александр Гавриш, городской голова Скадовска

В курортном Скадовске бурлят страсти. Громаде, органам местного самоуправления и природоохранным службам предстоит принять решение, от которого зависит будущее этой детской здравницы национального значения, а также судьба одного из стратегических предприятий региона.

Речь идет о Скадовском морском торговом порте, который до недавнего времени был одним из «кормильцев» края. Здесь почти десять лет работала международная паромная переправа Зонгулдак-Скадовск, и в украинский город из Турции дважды в неделю прибывали паромы с целыми караванами транзитных грузовиков.

Платежи от растаможивания товаров и других услуг приносили в бюджет от двух до трех миллионов гривен, но в феврале нынешнего года переправа полностью остановилась, а порт перешел на сокращенный график работы.

Надо было искать возможности для его спасения. И вдруг оказалось, что спасение для портовиков может стать ударом по экологии и курортному бизнесу.

Международную переправу Зонгулдак-Скадовск в течение последних лет обслуживала российская компания, использовавшая старые паромы вместительностью 60-70 автопоездов. У этих судов закончился эксплуатационный ресурс, и с линии их сняли, но и ничего нового бывший деловой партнер предложить порту не смог. Вместе с тем заинтересованность в продолжении работы переправы выразили сразу две турецкие компании, готовые обслуживать линию Зонгулдак-Скадовск своими паромами.

Но для увеличения экономической отдачи от проекта они хотят использовать более вместительный транспорт на 100-150 грузовиков, но порт их сейчас принимать не может. Глубины на его фарватере достигают 4,5—5 метров, а для паромов-гигантов нужно минимум 6 метров. Администрация морских портов Украины еще в начале нынешнего года заявила о возможности решения проблемы путем искусственное углубления фарватера, при этом на вычерпывание ила и песка и его сбрасывание подальше от гавани необходимо почти восемь миллионов гривен. И здесь экологи, общественность, владельцы детских здравниц и местные власти «взорвались».

Все предыдущие углубления фарватера Скадовского морского торгового порта заканчивались тем, что тонны песка и ила вывозили на подводную банку (мель) «Пионерская» в Джарилгацком заливе Черного моря, берега которого усеяны детскими пляжами. Морские течения вымывали из этого ила разный мусор и гниющие остатки выносили на берег, где загорали и играли дети.

Конечно, чистоте воды и приятным впечатлением маленьких гостей от купания это не способствовало, — вспоминает старший научный сотрудник Черноморского биосферного заповедника Дмитрий Черняков. — Если решать проблему без вреда для побережья, грунт из судоходного канала надо вывозить за пределы уникального залива и сбрасывать на глубине, чтобы приливы не возвращали его назад на фарватер. Но это слишком дорого и на увеличение дистанции «эвакуации» никто идти не хочет.

Ученые напоминают, что Джарилгацкий залив — также дом для редких видов рыб, водорослей, нескольких колоний съедобных устриц, которых в Черном море почти не осталось. Если их засыпать тоннами песка, то они такого поругания не вынесут и погибнут. Как результат, мир вокруг нас обеднеет. Хотя хозяйственники и власти беспокоятся не так о моллюсках и водорослях, как о вероятности срыва курортного сезона.

«Портить отдых не собираемся»

Конечно, портовики понимают, что на кону стоит благосостояние города, в котором они живут. И настраивать против себя громаду не хотят, всячески стараясь унять негодования.

По предварительным подсчетам, для безопасного прохода многотоннажных паромов судоходный канал порта необходимо углубить на дистанции в 1,2 морской мили, вынув драгой всего 70—80 тысяч кубометров грунта. Это очень много, и сейчас изучаются два варианта: либо сбрасывать его на старое место сваливания в Джарилгацкий залив, либо использовать для намыва отдельного участка на побережье.

«Здесь свое слово должны сказать экологи, но работы до завершения курортного сезона вряд ли начнутся — на разработку проекта, получение бюджетного финансирования необходимо много времени. Поэтому никто портить курортникам отдых не собирается: такие опасения я считаю необоснованными, — комментирует ситуацию начальник администрации Скадовского морского торгового порта Олег Проточенко. — В то же время восстановление международной переправы позволит увеличить поток грузов до 800 тысяч тонн в год. А это и солидные отчисления в бюджет, и новые высокооплачиваемые рабочие места».

Сторонники развития Скадовска именно как детской здравницы предлагают с углублением дна залива не спешить, а шире использовать возможности существующей гавани, обустраивая здесь, например, «марину» — стоянку дорогих яхт. Таких было много в Крыму, но после его захвата россиянами многие украинские владельцы дорогих судов непременно будут искать им более безопасную стоянку на Черноморском побережье. Так почему бы не построить ее именно здесь?

Но специалисты по экономике от «маниловщины» предостерегают. Инвесторы, которые не против вложить миллионы долларов в создание здесь стоянки яхт, почему-то на горизонте не появляются. А углубление фарватера позволит в сжатый срок и со сравнительно небольшим вложением капитала уже в скором времени вернуть порт к нормальной работе.

«После того как международная паромная переправа закрылась, поток импортных грузов в Скадовский морской торговый порт совсем обмелел — сейчас существенно преобладает экспорт. Но его объемов, очевидно, недостаточно: не зря ведь портовики перешли на сокращенную рабочую неделю. Считаю, если отказаться от приема паромов с большим тоннажем, будущее порта окажется под угрозой. Мы не должны выбирать между курортом и портом — эти аспекты жизни для Скадовска одинаково ценны», — отмечает начальник Скадовского таможенного пункта Андрей Петях.

В конце концов, время для поисков способа спасения порта, который бы удовлетворил всех, еще есть. Главное, чтобы прислушаться к местной громаде не забыли, чтобы потом властей и портовиков не обвиняли, что решение принималось «через головы» горожан, и не устраивали из-за этого очередную «войну». Локальных войн в Украине, когда сосед идет против соседа, и без этого слишком много — не надо еще одну разжигать.

«Голос Украины»

Фото Алексея Белоуса