Что делать, если увидели нарушения на выборах?

Что делать, если увидели нарушения на выборах?

В преддверии выборов о нарушениях, так или иначе связанных с процессом волеизъявления, говорят в Херсоне все чаще...

Что делать человеку, заметившему эти нарушения, рассказала журналистам депутат Херсонского горсовета, руководитель юридическое бюро «Канон» Татьяна Варущик.

Существуют определенные процедуры для регистрации любых выявленных на выборах нарушениях, - рассказывает Татьяна Леонидовна. – Если вы заметите их – наш гражданский долг заявить об этом. Однако, для того, чтобы на наши заявления была соответствующая реакция, необходимо придерживаться определенного алгоритма действий.

Так, при выявлении мелких нарушений, можно письменно и даже устно обратиться к главе (или его заместителю) участковой избирательной комиссии с требованием об устранении нарушений. Избирком обязан прореагировать.

О серьезных нарушениях – например, выдача в одни руки более одного бюллетеня – нужно составить акт и подписать его хотя бы двумя другими избирателями с указанием их фамилий, имен, отчеств и местожительства.

Этот акт нужно подать в территориальную избирательную комиссию вместе с письменным заявлением об устранении нарушения. Кроме того, о выявленных серьезных нарушениях можно и нужно отдельно (и немедленно!) информировать избирательный штаб.

Если же вы не согласны с решением и действием (или бездействием) участковой избирательной комиссии относительно ваших замечаний о замеченных нарушениях; или же вы фиксируете нарушения во время подсчета голосов, при установлении итогов голосования – то нужно подать жалобу в территориальную избирательную комиссию, которая образовала соответствующую участковую избирательную комиссию. Или в суд - но в двухдневный срок со дня принятия решения, совершения действия или по факту бездеятельности.

Как известно, сама процедура голосования проводится в день выборов 25 мая, с 8 до 20 часов. Свидетелем каких нарушений в этот день вы можете стать? Наиболее главное среди них – это нарушение порядка голосования. В данном случае необходимо подать жалобу в ТИК о неправомерности деятельности на избирательном участке (ч.1 ст.69 Закона о выборах).

Глава избиркома раньше времени открыл заседание комиссии, и открыл сейф с избирательными бюллетенями. Это - намеренное нарушение Закона главой ТИК, здесь необходимо подать жалобу в окружком о неправомерности такой деятельности (ч.4 ст.69 Закона о выборах)

Выявлено повреждение на ленте, которой был опечатан сейф с бюллетенями, или замечено несоответствие подписей членов ТИК (или печати). Это - грубое нарушение правил хранения бюллетеней. Необходимо составить акт, немедленно сообщить в ТИК и – что важнее! – в органы внутренних дел (ч.5 ст.69 Закона о выборах)

Если представители органов государственной власти и местного самоуправления, присутствующие в помещении для голосования, вмешиваются в работу ТИК, мешают ее членам, отвлекают их от выполнения обязанностей – налицо заинтересованности в фальсификации результатов выборов. Необходимо составить акт и жалобу о нарушении п.2 ч.3 ст.4 Закона о выборах. Между прочим, за такое нарушение чиновнику грозит уголовная ответственность по ст.157 УК.

Если вы стали свидетелем того, как член ТИК выдал бюллетень для голосования не по паспорту, или вообще без какого-либо удостоверения личности - существует возможность незаконного голосования. Необходимо составить акт и жалобу о нарушении ч.7ст.69 Закона о выборах.

Сколько человек может находиться в одной кабинке для голосования на момент волеизъявления? Можно ли давать голосующему человеку какие-либо советы по заполнению бюллетеня? Можно ли фиксировать процесс заполнения во время заполнения бюллетеня – например, фотографировать его мобильным телефоном? Ответы: один, нет и нет. Иначе это нарушение порядка голосования. При таких нарушениях необходимо составить акт и жалобу о нарушении ч.9ст.69 Закона. Даже если избиратель вследствие физических недостатков не может самостоятельно заполнить бюллетень, он не имеет права без ведома главы или другого члена участковой избирательной комиссии воспользоваться помощью другого лица (кроме члена избирательной комиссии или официального наблюдателя).

Если вы заметили, что какой-либо избиратель передал свой бюллетень другим лицам, если вы стали свидетелем просьб о передаче бюллетеня, угроз или подкупа избирателей - это грубейшее нарушение свободного волеизъявления. Необходимо незамедлительно составить акт и жалобу о нарушении ч. 10 ст. 69 Закона о выборах.

Избиратель получил несколько бюллетеней для голосования якобы для других лиц? Или разрешил кому-то заполнить свой бюллетень? Это нарушение прав личного голосования и попытка фальсифицировать результаты выборов. Необходимо составить акт и жалобу о нарушении ст.8 Закона.

Между прочим, даже поврежденная урна для голосования – это нарушение порядка голосования. Если такой урной продолжают пользоваться, необходимо подать заявление в ТИК о неправомерности такого действия, поскольку оно противоречит ч.15 ст.69 Закона.

Кстати, бытует мнение, что бюллетень нужно заполнять, как сапер на работе – без черновиков, помарок и ошибок, так как второй бюллетень вам не дадут. На самом деле это не так, и если вы допустили ошибку в заполнении бюллетеня, по факту письменной просьбы вам обязаны выдать другой избирательный бюллетень. Конечно, злоупотреблять этим правом и намерено портить бюллетень не стоит, но и отказать вам в новом бюллетене взамен испорченного не могут. А если отказали – налицо бездеятельность главы избиркома – смело пишите акт и жалобу о нарушении ч.13 ст.69 Закона.

Далее – что касается членов комиссий. Если порядок подсчета голосов на избирательном участке проводится не в последовательности, согласно ст.71, а протокол не отвечает формулировкам ст.72 – это грубое нарушение установленного порядка. Необходимо составить акт, жалобу о неправомерности действий и нарушения ст.71 и 72 Закона о выборах.

Протокол о подсчете голосов избирателей на избирательном участке должен быть составлен только на территории избирательного участка – и в количестве экземпляров по количеству лиц, которые входят в состав комиссию. Другие действия квалифицируются ст. 72 Закона как «нарушение порядка выдачи протокола». Если в протоколе о подсчете голосов избирателей на избирательном участке не указаны дата и время (час и минуты) его подписания членами комиссии; если заполнение протоколов о подсчете голосов избирателей на избирательном участке осуществлено карандашом – это тоже деяния, попадающее под определение ст. 72 Закона. Необходимо также составить акт и жалобу о неправомерности действий.

Если при транспортировке документов присутствовали представители только одного кандидата, если перевозили бюллетени без сопровождения работника органов внутренних дел, если во время транспортировки документов распечатывали пакеты с какой-либо документацией – все это есть нарушение порядка транспортировки избирательной документации, описанные в ст.74 Закона. И здесь также необходимо составить акт и жалобу о неправомерности действий.

 

«Набережная»