В Херсоне забраковано 40% детских товаров

Каждому из нас хочется пользоваться качественными, добротными вещами, носить не только красивые, но и удобные одежду и обувь, которые уж точно не причинят вреда здоровью.

А когда дело касается детей, вопрос безопасности, пожалуй, выносится на первое место!

Самое простое (и эффективное), что мы должны сделать, собираясь приобрести товар, - внимательно изучить его ярлык. Правильная маркировка содержит всю необходимую для покупателя информацию. По закону о защите прав потребителей в маркировке товара обязательно должны быть указаны его название, модель, размеры (причем не непонятные «иксы» и «эмочки», а соответствующие госстандартам рост, обхват груди и шеи, длина стопы и так далее), сырьевая составляющая, дата изготовления и символы по уходу за изделием. Четко должны быть указаны данные о производителе: страна, область (или провинция - для зарубежья) и адрес (куда в случае необходимости можно направлять претензии). Название фирмы-изготовителя может быть на родном языке, но обязательно продублировано на читаемом для потребителя. Совсем не лишние и данные о сроке годности товара и гарантиях производителя.

Согласитесь, перечень невелик и логичен. В реальности же всё выглядит отнюдь не так просто. Специалисты областного управления по защите прав потребителей приводят пугающие факты: по результатам проверок в торговой сети Херсона на протяжении года было забраковано и снято с реализации 40% детских товаров! Основных причин этого три: результаты лабораторных исследований, отсутствие документов о качестве и безопасности товара и неправильная маркировка. Причем специалисты обращают внимание покупателей: если на изделии нет товарного ярлычка, то можно утверждать, что сопутствующих документов вообще не существует в природе. Другими словами, это подпольный сампошив или нелегально ввезенный товар. И его качество - целиком на совести реализаторов.

Напомним, что по закону товары для детей до трех лет подлежат обязательной сертификации. Для всех возрастных групп особое значение имеют санитарно-гигиенические требования, например, к составу ткани или сырью для обуви. Так, школьную форму можно шить из смешанных тканей, но натуральных волокон должно быть не менее 50%. А блузки и рубашки для учеников младших и средних классов допускаются только из натуральных тканей. На деле же в исследованных образцах из Днепропетровска, задекларированных как 100-процентно хлопчатобумажные, лаборатория нашла лишь 33% хлопка, остальное - полиэфир. Не прошли проверку по сырьевой составляющей также школьные костюмы китайской фирмы DOLAND и сарафаны фирмы LUXIK из Хмельницкого.

Требования к детской одежде, надеваемой эпизодически (купальные, карнавальные, театральные костюмы и праздничные наряды) немного ниже. Так, первый и второй слой можно шить из синтетики, но подкладка платья, чепчика или штанишек должна хоть наполовину быть натуральной. Из-за несоответствия этим нормам в Херсоне прекратили реализацию партии одежды львовской компании «ДАЙС».

Не лучше ситуация и с обувью. Особые претензии у специалистов управления вызвали две китайские модели: туфли ТМ Kellaitehg и кроссовки ТМ СВТ.Т. Насколько непонятны названия этих фирм, настолько и запутанна маркировка товаров. Есть и другие нарушения. Так, запах, интенсивность которого по ГОСТу не должна превышать 1балл, у кроссовок «набрал» 2, а у туфель и все 4 балла. Каблук, допустимый для повседневной носки у детей 3-7 лет высотой не более 5-10 мм, китайские туфли имели 20 мм. А в кроссовках, верхняя часть которых может быть из искусственного или синтетического материала, внутреннюю подкладку должны шить из натурального сырья и стелька допускается только кожаная - именно эти требования нарушают.

Во всех без исключения указанных случаях маркировка не соответствовала нормам законодательства, особенно в части данных о производителе.

Специалисты облуправления по защите прав потребителей постоянно проводят проверки качества товаров, делают отборы образцов для лабораторных исследований. Но будем откровенны: физически невозможно проверить каждую вещь, которую продают в магазине или на рынке. А значит, покупатель должен сам стоять на страже своих интересов. И для начала достаточно просто внимательно посмотреть на ярлычок...

Ольга Ляшок
«Гривна СВ» №15(647) 11.04.2014