Появились новые перспективы развития судостроения на Херсонщине

Заверил первый заместитель председателя Херсонской облгосадминистрации Егор Устинов, вернувшись с совещания под председательством Премьер-министра Украины Николая Азарова, которое состоялось в начале текущей недели.

Одним из важных для Херсонщины тем, которые рассматривались на совещании в Кабинете Министров Украины, были вопросы стабилизации и дальнейшего развития судостроительной отрасли, по которым и докладывал первый заместитель председателя Херсонской облгосадминистрации Е.Устинов.

«Учитывая тот факт, что судостроение Херсонщины - это исторически и географически сформированный сектор промышленного комплекса области, развитие этого вида деятельности определено как приоритетное и на региональном уровне, – информировал Егор Устинов. - Несмотря на сохранившиеся имеющиеся производственные мощности и структурный потенциал, которые могут обеспечить увеличение объемов производства, стремительному развитию отрасли препятствует ряд проблемных вопросов, а именно:

- высокая стоимость кредитных ресурсов, чрезмерная общая налоговая нагрузка;
- низкий уровень экономического стимулирования для привлечения инвестиционных ресурсов;
- значительная изношенность (почти на 70 процентов) производственных фондов основных предприятий - производителей конечной продукции и предприятий, поставляющих комплектующие изделия;
- низкий уровень развития технологий и организации судостроительных работ;
- недостаток квалифицированных рабочих кадров.

Самая главная проблема отрасли - мизерный удельный вес строительства полнокомплектных судов в Украине - в настоящее время обусловлена наличием пошлин и налогов на импортное оборудование и материалы, используемые при строительстве судов, что значительно снижает конкурентоспособность украинского судостроения. Кроме того, невозврат предприятиям судостроительной отрасли НДС негативно влияет на их производственную деятельность», - кратко изложил проблемные вопросы судостроения на Херсонщине Егор Устинов.

Эти аргументы подтверждаются ситуацией, которая сложилась вокруг ОАО «Херсонский судостроительный завод». Предприятием в течение последних двух лет впервые за период независимости изготовлено и спущено на воду 3 полнокомплектные суда проекта RST27 для мальтийской группы компаний SVL.

Заводом заблаговременно выполнены условия контракта, но в ходе его реализации возникли некоторые проблемные вопросы:

- обложение ввозной пошлиной и НДС материалов, комплектующих и оборудования, которые не производятся в Украине. Таможенным кодексом Украины определен перечень оборудования, освобожденного от уплаты пошлины, не соответствует реальным требованиям заказчика строительства. Ни одна позиция ввозимого оборудования при строительстве танкера RST27 на ОАО «ХСЗ» не вошла в указанный перечень;
- ограничение срока временного ввоза на таможенную территорию Украины до 1 года поставило под угрозу осуществление масштабных ремонтных работ, производственный цикл которых обычно длится до 2 - х лет;
- предприятию из бюджета не возмещается налог на добавленную стоимость, сумма задолженности по которому составляет около 12 млн. грн.

Такая ситуация не способствует созданию условий, необходимых предприятиям судостроительной промышленности Украины для увеличения объема производства продукции и поступлений в бюджет, как это предусмотрено Законом Украины "О проведении экономического эксперимента по государственной поддержке судостроительной промышленности".

Анализируя ситуацию в судостроении, вызывает беспокойство тот факт, что предприятия отрасли не имеют возможности осуществлять строительство за собственные средства. Это приводит к потере потенциальных клиентов: иностранные заказчики не рискуют собственным капиталом из-за нестабильности инвестиционной политики и отсутствие соответствующих финансовых гарантий со стороны государства при размещении заказов на государственных предприятиях.

Поэтому условия финансирования являются достаточно жесткими - от 80 до 100 % платежа по аккредитиву по готовности или предоставления банковских гарантий возврата авансовых платежей первоклассного европейского банка.

С целью получения заказов предприятия обращаются в банковские учреждения по поводу гарантий и кредитов, но через государственную форму собственности, отсутствие залогового имущества, к которому может быть применено возможно взыскание, получают отказ. Как следствие, во время проведения переговоров государственные предприятия оказываются в невыгодной позиции, а заказчики фактически диктуют свои условия.

Херсонская областная государственная администрация совместно с Херсонским государственным заводом «Паллада» предложила ГК «Укроборонпром» возможный механизм оказания финансовой помощи предприятиям отрасли, который заключается в следующем - средства из государственного бюджета выделяются Государственному концерну «Укроборонпром».

Государственный концерн «Укроборонпром» выделяет необходимый объем финансовых ресурсов ХДП «Паллада», осуществляет контроль за их использованием и выступает гарантом возврата этих средств.

ХДП «Паллада» использует полученные средства по целевому назначению - на строительство плавучего сооружения в соответствии с заказом. После получения средств от заказчика по факту выполненных работ, в соответствии с графиком поэтапного финансирования строительства, ХДП «Паллада» возвращает заимствованные средства ГК «Укроборонпром».

Благодаря использованию беспроцентной кредитной линии, возможно, значительно усилить позиции предприятия при проведении переговорного процесса, сократить сроки строительства, что в свою очередь, позволит сократить административные расходы. Получение государственной беспроцентной долговременной финансовой поддержки поможет предприятию выйти на рынок с готовой продукцией, а не только с декларированием своих возможностей.

Государственным предприятием «Херсонский завод судового оборудования и судовой арматуры» (далее - ГП «Судмаш») освоен серийный выпуск гидравлических пожарных автоподъемников грузоподъемностью люльки 300 кг, оборудованных трубопроводом для подачи смеси для тушения огня на высоту до 30 метров. Всего ГП «Судмаш» изготовлено и передано частям Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям 10 указанных автоподъемников.

В соответствии с Законом Украины «Об Общегосударственной целевой программе защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на 2013 - 2017 годы» (далее - Закон), в рамках проведения технического переоснащения оперативно - спасательной службы гражданской защиты и государственных аварийно - спасательных служб, на 2013 год было предусмотрено 27200000 грн. на закупку пожарных автоподъемников.

ГП «Судмаш» были изготовлены 2 автоподъемники АПГП - 30/20-300/206. Однако из-за отсутствия финансирования указаны автоподъемники остаются нереализованными. Вследствие этого предприятию нанесен ущерб и переведен его в режим неполной занятости. Отсутствие оборотных средств не позволяет начать выпуск еще двух автоподъемников, запланированных на текущий год.

В 2013 году остались невыполненными некоторые задачи Государственной программы активизации развития экономики на 2013 - 2014 годы в части финансовой поддержки на государственном уровне предприятий судостроения в размере 2,5 млрд. грн. для строительства судов для иностранных и отечественных заказчиков, в том числе на ОАО «Херсонский судостроительный завод».

Учитывая изложенное, с целью восстановления социально - экономического и оборонного значения судостроения Херсонская областная государственная администрация предложила Кабинету Министров:

1.Поручить Министерству промышленной политики Украины совместно с ГК «Укроборонпром» проработать возможные механизмы предоставления отечественным судостроительным предприятиям государственных гарантий ( резервных аккредитивов ) для финансирования (кредитования) проектов строительства крупных плавучих сооружений при заключении контрактов с иностранными заказчиками.

2. Поручить Министерству доходов и сборов Украины принять меры по возвращению на расчетные счета ОАО «Херсонский судостроительный завод» и Херсонского государственного завода «Паллада» бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость.

3. Внести изменения в Таможенный кодекс Украины в части увеличения срока переработки товаров на таможенной территории Украины для предприятий судостроительной промышленности (класс 30.11 группа 30.1 раздел 30 , класс 33.15 группа 33.1 раздел 33 КВЭД ДК 009:2010), которые ввозятся по судостроительными и судоремонтными контрактам, до 730 дней или более, если это предусмотрено условиями заключенных контрактов.

4. Определить в соответствии с реальными потребностями судостроительных предприятий перечень оборудования, оборудования и комплектующих, которые не производятся в Украине или производятся, но не отвечают сертификационным требованиям международных классификационных обществ или требованиям заказчиков морских, речных судов и других плавучих средств. По результатам проведенной работы внести соответствующие изменения в Таможенный кодекс Украины в части освобождения отечественных предприятий судостроительной отрасли от уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость при импорте такой продукции.

5. Решить вопрос финансирования в 2014 году изготовление на ГП «Херсонский завод судового оборудования и судовой арматуры» 4-х пожарных автоподъемников в рамках выполнения Закона Украины «Об Общегосударственной целевой программе защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на 2013 - 2017 годы».

6. Обеспечить выполнение плана мероприятий по выполнению Государственной программы активизации развития экономики на 2013 - 2014 годы в части обеспечения развития судостроения путем:
- концентрации на отечественных судостроительных предприятиях государственных заказов по строительству судов, а также плавучих конструкций другого назначения;
- обеспечение предоставления государственной финансовой поддержки в размере 5 млрд. грн. в течение 2013 - 2014 для строительства на ПАО «Черноморский судостроительный завод», ПАО «Николаевский судостроительный завод «Океан», ОАО «Херсонский судостроительный завод» судов для иностранных и отечественных заказчиков.

«Следует отметить, - подытожил Егор Устинов, - что программа стабилизации и развития судостроения, предложенная Херсонской областной госадминистрацией была поддержана на совещании, важные ее аспекты вошли в протокольные решения Кабинета министров Украины. А это означает, что судостроение на Херсонщине имеет новые перспективы для дальнейшего развития».