У милиции нет других дел?

Как ходить по дворам Херсонской области и составлять административные протоколы за нарушение правил благоустройства территории?  Тем более, что протоколы эти выписаны не всегда справедливо и штрафы по ним оплачивают далеко не все нарушители.

Это ли функции милиции?

Оказывается, и это тоже - право составлять административные протоколы за нарушение правил благоустройства территорий работникам милиции предоставил Закон Украины от 21.01.2010 г. № 1825-VI  «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере обращения с отходами», которым в новой редакции изложена ст. 152 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП).

Разъяснение по этому поводу приведено в письме МВД Украины от 22.07.2010 г. № 10/5-4904. Указанным Законом, вступившим в силу 16 февраля 2010 года, на органы внутренних дел возложено осуществление контроля за содержанием в надлежащей чистоте улиц, придомовых территорий и дворов в городах и других населенных пунктах, а также составление административных протоколов по ст. 152 (Нарушение государственных стандартов, норм и правил в сфере благоустройства населенных пунктов, правил благоустройства территорий населенных пунктов) КУоАП.

Но сразу же отметим, что права работников милиции на составление админпротоколов не столь уж однозначны. Составить такой протокол милиционер может только в случае, если в данном населенном пункте местным советом утверждены правила благоустройства территорий, которыми возложена обязанность по уборке прилегающей территории. Согласно действующему законодательству сельские, поселковые и городские советы имеют право разрабатывать и утверждать свои правила благоустройства территорий.

Согласно пункту 44 части 1 статьи 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» исключительно на пленарных заседаниях сельского, поселкового, городского совета решаются вопросы установления в соответствии с законодательством правил благоустройства территории населенного пункта (далее – Правила), обеспечения в нем чистоты и порядка, торговли на рынках, соблюдения тишины в общественных местах, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. КУоАП также указывает на то, что правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ст. 152 КУоАП, устанавливают сельские, поселковые и городские советы в соответствии с законодательством (ст. 5 КУоАП).

Согласно ст. 152 КУоАП за нарушение правил благоустройства налагается штраф, а Ст. 255 предоставляет право составлять админпротоколы за такие нарушения работникам органов внутренних дел. Но дела о таких правонарушениях рассматривают административные комиссии при исполкомах сельских, поселковых и городских советов (ст. 218 КУоАП).

Штраф - без рассмотрения и предупреждения

Заставляют платить преимущественно сознательных граждан, которые согласились подписать составленный милиционерами протокол и предоставили свои паспортные данные, без которых административный протокол вообще не действителен. Странная ситуация: признал нарушение – плати, не признал – гуляй!

В Скадовском районе известны случаи, когда участковые ходили по селам и составляли административные протоколы. Законопослушные граждане их подписывали и добросовестно устраняли нарушения, но все равно получали уведомление о штрафе даже без рассмотрения вопроса в сельском совете.

Например, житель Скадовского района сразу же, после ухода милиционеров, убрал песок перед своими воротами, который использовал для строительства забора. Но все равно получил уведомление о штрафе, а в сельсовете ему сказали: «Ну и что, что ты сразу же устранил нарушение...Нам в милиции и прокуратуре сказали: паспорт показал, протокол подписал, значит – плати»!

А вот Каховке административные комиссии таки проводили, но без уведомления об этом самих нарушителей - люди узнали о штрафах без предупреждений, как это положено по закону. «Участковые просили людей, преимущественно пенсионеров, подписываться в админпротоколе, но не делали никакого предупреждения. В результате на комиссию люди не пришли, и исполком, не подозревая ничего, выписал всем штрафы», - рассказала юрист Каховского исполкома О.Иотова.

Одного каховчанина оштрафовали за плиты возле дома, а он всего лишь хотел с их помощью облагородить дорожку к дому. Расстроенный мужчина, доказывая свою правоту на админкомисии, чуть не получил инфаркт. Другие жители города тоже имели благие намерения, но за желание построить детскую песочницу их оштрафовали на 340 гривен. Таких «без вины виноватых» насобиралось около 80 человек. Некоторые из них уже подали на исполком в суд.

Кто виноват и что делать?

В Каховке всю вину за подобные «недоразумения» полностью перекладывают на участковых милиционеров. Член каховского исполкома И. Глухова даже предложила наказать милиционеров «за халатность», ведь по словам оштрафованных каховчан, участковые их обманывали: просили поставить подпись якобы в «предупреждении», которое по сути являлось админпротколом.

А вот начальник сектора участковых инспекторов А. Чонка, уверен, что предупреждения – это обязанность исполкома: «Участковые выписывают админпротоколы по факту, а уже в исполкоме решают, что с ними делать: штрафовать или выписывать предупреждение». Иными словами, профилактические работы должны выполнять старшие кварталов, но ни один квартальный на админкомиссию не явился. Сейчас каховский исполком, чтобы исправить положение, отменяет штрафы и проводит новое рассмотрение нарушений.

Не в восторге от новых обязанностей по наведению чистоты и благоустройству Херсонщины и руководители областной милиции. На недавней пресс-конференции начальник УМВД Украины в Херсонской области генерал-майор Валерий Литвин рассказал журналистам: «Мы составили около 2-х тысяч админпротоколов о нарушениях. Знаете, сколько с них рассмотрел исполнительный комитет Херсонского городского совета? Всего около 3-х %!» - возмутился милицейский генерал. -  Выходит, что у милиции нет других дел? Составление протокола занимает время, мало того, этот факт всегда у людей вызывает агрессию, негодование к работникам милиции».

По словам генерала В.Литвина, чистота и порядок в каждом городе и селе городе зависит от каждого жителя. А то, что касается результатов совместного труда работников милиции и органов местного самоуправления, Валерий Валериевич сказал так: «Я готов идти и помогать власти, но такое отношение к работникам милиции я не потерплю... Я не говорю, что всех нужно штрафовать - давайте публично на административных комиссиях заставим вырубать эту траву, убрать мусор, купить известки, чтобы покрасить забор... Но почему административные протокола, составленные милицией не рассматриваются, не отправляются в суд? Тянут, чтобы не рассматривать, или они хотят быть хорошими»?

P.S. Думается, что хорошими будут те, кто не сорит или же своевременно за собой убирает. А если кто-то этого не понимает, то можно и нужно штрафовать – только публично – решением админкомиссий и за конкретное нарушение, признанное таковым коллегиально, а не только участковым милиционером.

Валентин Руденко