Бесплатно ездить жителям Херсонщины не получится

6 марта решением сессии Станиславского сельсовета (Белозёрский район) утвердили Порядок перевозки льготных категорий граждан автотранспортом пригородного сообщения

Таким образом льготники Станислава, Широкой Балки и Софиевки – то есть с территории объединённой теробщины (ОТО) могли получить талоны и бесплатно (за счёт сельского совета) поехать в Херсон или Белозёрку.

Талоны утверждённой формы изготовили за счёт сельсовета, действительны они в течение квартала. Компенсацию за неиспользованные талоны не выплачивают – только по факту поездки. Разрешено пользоваться ими лицу, получившему талон на собственное имя, ведь указывается документ, удостоверяющий право на льготы. Казалось бы, отличное начинание...

Но, как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад... В «Гривну» обратились жители села Станислав и рассказали, что на льготника выдавали всего по 4 талона – то есть на две поездки в месяц. Да и то – кто успел, тот получил, а тому, кто узнал слишком поздно или «не дошёл», сказали, что больше давать талонов не будут. Как же так?! – возмущаются люди.

За комментарием ситуации «Гривна» обратилась к председателю Станиславской ОТО Владимиру Желуденко. «Дело хорошее, но дальше, боюсь, не пойдёт, – сразу огорошил Владимир Владимирович, – сельский бюджет элементарно не потянет.

Ведь началось такое нововведение с Белозёрки, и получилось, что в одном автобусе пенсионеры ездят в Херсон – белозёрские бесплатно, а наши – за деньги. Вот и требовали от нас такого же. Я объяснял, что денег у Станиславской общины меньше, а расстояние до Херсона больше, но где там! Вот и пошли навстречу, выделили сколько могли – 50 тысяч гривен.

Сперва хотели на человека 2 талона в месяц давать – на одну очень нужную поездку. Но на сессию пришли около 70 льготников, и под их давлением депутаты приняли решение о четырёх талонах. Думали, что льготникам нет необходимости часто ездить – а эти деньги за две недели "вымели". Теперь снова скандалы: всем не хватило! А денег-то нет: в нашей ОТО 2300 льготников, проезд до Херсона – 30 гривен, назад ещё 30.

Выходит, на всех в месяц только на одну поездку нужно 138 тысяч гривен, а до конца года – 1 миллион 200 тысяч гривен. А это пятая часть нашего бюджета – и дальше что? Откуда тогда средства брать на дороги, садики, зарплаты медикам первичного звена (с ними и без того проблема)? Сейчас ждём конца месяца, когда автоперевозчик выставит нам счёт по использованным талонам, чтобы узнать, сколько в реальности денег понадобится».

Так что, говорит Владимир Желуденко, его пессимистические прогнозы насчёт «талонных» поездок оправдались.

Хотя в Любимовке Каховского района правом на бесплатный проезд в автобусе до Каховки льготники пользуются второй год.

Поселковый голова Сергей Коновалов сказал, что автоперевозчику возмещают средства после мониторинга рейсов и сверки данных с записями АТП о том, сколько льготников воспользовались правом на бесплатный проезд. Тепер, мол, планируют организовать ещё и льготные перевозки в Горностаевку для жителей Каир – уже предусмотрено 100 тысяч гривен на компенсацию.

А через два месяца обладмини-страция должна озвучить местным властям, сколько денег им нужно будет выделить на монетизацию льгот, анонсированную правительством. И предчувствия у председателей общин и сельсоветов, честно говоря, не радужные.

Владимир Желуденко разъяснил: есть постановление Каб-мина ещё от 1993 года, в котором государство гарантирует бесплатный проезд пенсионерам по возрасту – но при этом средства выделял Минфин! А теперь эту «почётную» обязанность возложили на местные власти – наряду со множеством других. Вот и хватаются головы за головы – где брать деньги на все блага, щедро «гарантированные» правительством...

Не лучше обстоят дела и в Херсоне. Как «Гривне» рассказал руководитель «Херсонэлектротранса» Егор Устинов, делать какие-то конкретные «движения» по монетизации ещё рано, поскольку проект постановления Кабмина отправили на доработку. А дорабатывать там есть что: например, в предложенном варианте херсонцам льготных категорий «светило» по 11 поездок в троллейбусе и маршрутке и ещё 8 – в пригородном транспорте. Причём водный транспорт не учитывался совсем.

Егор Устинов сообщил, что согласно данным Пенсионного фонда и управления соцзащиты, в Херсоне есть около 100 тысяч льготников по 24 категориям. По средним расчётам цен на проезд на монетизацию из горбюджета потребуется 13,5 миллиона гривен – в месяц! Годовая сумма составит более 162 миллионов гривен. Понятно, что городская казна вряд ли выдержит такой удар.

А если говорить о безналичном варианте компенсации, рассказал Егор Александрович, то покупка и установка в троллейбусах валидаторов (контролирующих устройств), приобретение мощного сервера и компьютерное обеспечение, введение специальных карточек затянут на более чем 6 миллионов гривен.

«Кроме того, это ещё и социальная проблема, – отметил руководитель "Херсонэлектротранса", – ведь 11 поездок в троллейбусе в месяц – это очень мало. А если пенсионер, например, истратит деньги не на проезд, а на необходимые лекарства, а потом станет проситься у кондуктора "мне же домой надо!" – что делать кондуктору? Подобных вопросов много, поэтому 11 апреля в Киеве на всеукраинском собрании "Укрэлектротранса" будут среди прочего говорить и о проекте постановления о монетизации. Вероятно, Кабмин попросят его пересмотреть».

Ольга ЛЯШОК
"Гривна. Новый формат"