Херсону могут нанести вред за деньги ЕБРР?

Именно такое опасение, и не безосновательно, высказали некоторые депутаты Херсонского городского совета.

Получив для ознакомления, подготовленное привлеченным консорциумом консультантов, по просьбе Министерства инфраструктуры Украины за деньги Мирового банка, предварительное ТЭО и концептуальную записку «Проект концессии имущества государственного предприятия Херсонский морской торговый порт», городские депутаты сделали крайне не утешительные выводы.

Игнорирование предварительного согласования с херсонской городской властью, предполагаемого плана развития порта «...привело к подготовке документа, реализация которого противоречит интересам херсонской городской территориальной общины, несет значительные риски нанесения вреда плану социально-экономического развития Херсона и Херсонской области», - делают они вывод в своем письме, адресованном на имя Премьер-министра Украины.

В частности, городские депутаты акцентируют внимание на таких предполагаемых разработчиками «министерского» проекта планах действий, которые могут привести к взрывоопасной социальной напряженности в городе:

- значительное сокращение персонала работников порта;

- негативное влияние на окружающую среду в связи с «увеличением загрязнения воздуха и воды, интенсификации движения транспорта».

Высказав обоснованные сомнения в возможности выполнения предложенного консорциумом консультантов экономического плана развития порта, городские депутаты:

- во-первых, отмечают что выбранное направление развития порта разрушает целый ряд международных программ в разных сферах, инициированных к реализации городом и областью;

- во-вторых, весьма сомнительна заложенная экономическая выгода города, ограничивающаяся, в основном, предполагаемыми платежами в бюджет города в виде арендных платежей за пользование земельным участком, определенных на уровне минимально предусмотренного законодательством.

Отдельно депутаты акцентировали внимание на готовое ТЭО государственно-частного партнерства по «Модернизации объектов портовой инфраструктуры Херсонского МТП и повышения эффективности их эксплуатации», инициированного к разработке городскими властями еще в 2014 году, подготовленного специалистами Литвы и Украины, прошедшее всестороннее и многоуровневое обсуждение.

Вместо того, чтобы взять за основу этот «городской» проект, подготовить на его основании и открыто провести конкурс по определению частного партнера, планируется двигаться к концессионному конкурсу, за счет привлеченных средств Европейского банка реконструкции и развития, опираясь на переданное для ознакомления депутатам «министерское» предварительное ТЭО.

К тому же, на эту работу консорциум привлеченных консультантов планирует потратить, из выделенных ЕБРР, 1 млн. долларов США, предполагая их компенсировать за счет средств победителя конкурса (вместо того, что бы потратить их на реконструкцию порта).

При этом, официально внесенный 8 ноября 2017 года на рассмотрение Министерством инфраструктуры Украины (по договоренности сторон - в качестве частной инициативы), «городской» проект без ответа пылиться уже пятый месяц где то в министерских кабинетах власти.

Опираясь на последствия, которые принесет городу и области решение реализации «министерского» плана развития Херсонского МТП, городские депутаты аргументируют необходимость подготовки консорциумом привлеченных консультантов конкурса и его открытого проведения (для определения частного партнера), опираясь на «городской» проект, подготовленный Литовскими и Украинскими специалистами, переданный осенью прошлого года на рассмотрение Министерства. Предлагают перераспределить часть выделенных для этих целей средств ЕБРР для проведения аналогичных работ по другим морским портам Украины.

Стоит обратить внимание, что данное письмо и сделанные выводы подписало подавляющее большинство депутатов Херсонского городского совета, представляющие абсолютно все фракции и депутатские группы.

Данный факт свидетельствует: во-первых, о том, что инициированный властями города Херсона и подготовленный Литовскими и Украинскими специалистами проект реформирования, реконструкции и выбранный план развития Херсонского морского торгового порта объединил вокруг себя депутатский корпус, во-вторых, реализация данного проекта, являясь аполитичным, дает реальные перспективы развития города и области.

Татьяна САФОНОВА

P.S. Для того, что бы более детально ознакомиться со всеми выводами и предложениями депутатов Херсонского городского совета, мы публикуем полный текст их письма: