Юрий Бардачев: «Абитуриент должен знать - где он хочет обучаться, а не ориентироваться - куда он может попасть»

Юрий Бардачев: «Абитуриент должен знать - где он хочет обучаться, а не ориентироваться - куда он может попасть»

Своими оценками вступительной кампании - 2013 поделился ректор Херсонского национального технического университета, доктор технических наук, профессор Юрий Николаевич Бардачев.

- Юрий Николаевич, насколько активно началась вступительная кампания в ХНТУ?

- В первые дни вступительной кампании было подано около полутора сотен заявлений, но это не количество людей, а именно заявлений, ведь каждый абитуриент имеет право подать несколько заявлений на разные специальности. В целом людей конечно не так много как хотелось бы, как, к примеру, в прошлые годы, ажиотажа в первые дни пока нет. Возможно, это связано с тем, что еще не все получили сертификаты, не по всем предметам обработаны результаты ВНО. До 7 июля должны быть обработаны все результаты, тогда и увидим реальную картину.

- Какие еще особенности нынешней вступительной компании по сравнению с предыдущими годами?

- Первой особенностью является то, что госзаказ распределялся по тендеру, усиление идет на технические и технологические специальности в ущерб экономическим. А так как Министерство позиционирует нас как непрофильный ВУЗ, госзаказ все время урезают, в этом году он составил 850 бюджетных мест. Хотя если посмотреть на наших ребят-экономистов, то на всеукраинских олимпиадах и конкурсах они всегда получают первые, вторые и третьи места, что свидетельствует о хорошей подготовке наших студентов. Однако наши студенты вынуждены продолжать обучение и повышать квалификацию «магистр» в профильных ВУЗах Одессы, Киева и других городов, поскольку Министерство нам отказало в возможности открыть магистратуру в Херсоне.

Тогда я попросил, от имени Херсонской облгосадминистрации, направить письма в профильные ВУЗы, чтобы узнать, сколько наших студентов за последние годы продолжили образование на экономических специальностях. Оказалось, что из всех выпускников только один продолжил обучение. Потому, что у них есть свои бакалавры, зачем им еще и наши. Мы собрали эти данные, и будем снова разговаривать с Министром, о том, что все же есть необходимость продолжать обучение наших студентов на базе ХНТУ.

К особенностям нынешней кампании отнес бы также электронные технологии подачи заявлений. Считаю неправильным, что сегодня можно одновременно подавать заявления сразу в 5 ВУЗов на три специальности в каждый - это только дезориентирует ребят. Абитуриент должен знать - где он хочет обучаться, а не ориентироваться - куда он может попасть. Это совершенно разные подходы.

- А как Вы вообще относитесь к такому новшеству как внешнее независимое оценивание (ВНО)?

- К нему можно по-разному относиться - может быть здесь и есть элемент объективности...Но, например, сейчас 140 баллов - проходные для университетов, каждый десятый выпускник в этом году недобрал нужные баллы, что делать этим ребятам? Это тоже является особенностью этой вступительной кампании. Можно проследить, что в последние годы количество студентов идущих в ВУЗы уменьшается, высшее образование теряет смысл.

Кроме того, совершенно разные подходы к образованию в государственных и коммерческих ВУЗах. Например, если мы за зимнюю сессию иногда до тысячи человек отчисляли, часть из которых потом восстанавливаются, то в коммерческом ВУЗе отчислений практически нет, потому что это деньги. Потому и получается - здесь образование, а там – бизнес. Конечно, если поступит мало контрактников - будет тяжело. В то же время я считаю, что такое огромное количество ВУЗов в Украине не нужно. И то, что сейчас пытаются их объединить либо сократить - абсолютно правильное действие...

- Какова в этом году ситуация с государственным заказом на «бюджетные места», какие новые специальности открываются?

- Вообще следует отметить, что госзаказ с каждым годом уменьшается, в основном за счет экономистов – уменьшают количество бюджетных мест, а на экономические специальности спрос намного больше нежели на технологические. По экономическим специальностям, ориентировочно госзаказ снизился, на разных специальностях, от 30 до 50%.

Нам сегодня очень важно трансформироваться и открывать новые специальности с учетом потребностей времени. Структура экономики в Украине в целом не располагает на увеличение количества технических специальностей. Сегодня все автоматизированное, высочайшая производительность на предприятиях. Сегодня на одном предприятии можно произвести столько продукции, что она обеспечит потребности всей страны - нет необходимости расширять производство, а значит и нет необходимости увеличивать количество специалистов для этих производств.

Чем выше научно-технический прогресс, тем меньше людей будут заняты в производственных процессах и поэтому не совсем верная политика - увеличивать количество бюджетных мест для технических специальностей, они со временем не будут востребованы. Поэтому время требует от нас развивать новые специальности - такие, например, как «Консолидированная информация», «Управление проектами», «Электронное управление» и др. Всего в университете 26 направлений подготовки для бакалавра, 35 специальностей, и 6 специфических категорий, из которых 3 открыто в этом году.

- Все это способствует последующему трудоустройству выпускников ХНТУ?

- По разным специальностям это происходит по-разному. Самый большой парадокс – туда, куда ребята не идут (на текстильные специальности, на машиностроение), там самый лучший спрос. Мы текстильщиков прекратили уже готовить, но выпускаем еще тех, кто доучивается на 4, 5 курсах, и не можем даже удовлетворить 50% запросов работодателей, в основном из других регионов, где такие заводы работают. Машиностроителей забирает, в основном, наш комбайновый завод. С экономистами проблем нет - они находят работу на малых предприятиях, ІТ-шники также неплохо устраиваются. Сложнее всего устроиться как раз технологам - там идет наибольшая трансформация, поэтому мы предоставляем возможность получать в ХНТУ сразу две специальности.

Более того, не просто предоставляем молодым людям возможность обучения на двух специальностях, но и предоставляем возможность снизить затраты на такое обучение. Например, если студент получает стипендию, обучаясь на специальности, допустим «Машиностроение», то практически за половину своей стипендии он может получить вторую специальность. А если студент по баллам не попадает учиться на ту специальность, на которую он бы хотел, мы предлагаем ему учится на ней за половину своей стипендии. Когда мы рассказали об этой схеме в Центре довузовской подготовки, многие абитуриенты и их родители тут же заинтересовались.

За счет чего мы смогли обеспечить снижение стоимости? Мы провели очень тщательную работу, сверяя учебные планы всех специальностей неэкономического и экономического направления и выявили такую закономерность, что студенты которые учатся на неэкономических специальностях в любом случае у них есть такой блок «профессионально-ориентированные дисциплины», среди которых 30% совпадает с дисциплинами, которые изучаются на экономических специальностях. Таким образом на 30% при получении квалификационного уровня «бакалавр» студент может снизить затраты на свое обучение. Это новшество имеет как социальный аспект, так и экономический.

Кроме того, мы один из немногих ВУЗов, которые предусмотрели возможность поступления на старшие курсы для получения второго высшего образования. Еще один очень хороший момент – много лет принимаем на учебу студентов – младших специалистов. На сегодня у нас работает 29 договоров с техникумами и колледжами со всей Украины - у нас учатся студенты из Полтавы, Запорожья и других регионов.

Беседовала Инна Мостовая


P.S. Подробную информацию о Херсонском национальном техническом университете можно найти на сайте университета