Каждый третий выпускник вуза — безработный, многие работают не по специальности. И в то же время только 80% вакансий рабочих профессий закрываются нынешней системой профессионально-технического образования.
Долгое время считалось, что рабочая специальность непрестижна и малооплачиваема. Однако сегодня ситуация кардинально меняется, работодатели готовы платить вполне достойные по украинским меркам зарплаты. Более того, готовы вкладывать деньги в повышение профессиональной квалификации. Но рынок труда все равно сужается...
— Наш учебно-курсовой комбинат считается одним из лучших в морской отрасли, и это не голословное утверждение. Ежегодно повышаем квалификацию специалистов, труд которых востребован на многих предприятиях, — объясняет Валентина Уродливченко, директор УКК Херсонского филиала ГП ''Администрация морских портов Украины''.
— К тому же, у нас есть лицензия, выданная Министерством образования и науки Украины, на подготовку, переподготовку и повышение квалификации по восьми рабочим профессиям. Иными словами, наш комбинат приравнен к учебным заведениям системы профессионально-технического образования первого аттестационного уровня. Причем готовим специалистов, работающих в условиях повышенной опасности, когда требуется специальная подготовка: докер-механизатор, стропальщик, машинист крана, электромонтер, электрогазосварщик и другие.
За последние два года на базе учебно-курсового комбината прошли обучение, повысили квалификацию представители многих предприятий Херсона и области, а также Мариуполя, Николаева. Подготовка специалистов по рабочим профессиям оказалась очень востребованной.
Среди преподавателей — ведущие специалисты Херсонского морского порта. Ну а для организации учебы есть все необходимое: современные учебные классы, оборудованные наглядными пособиями и моделями. Активно используются на курсах возможности интернета. Важный нюанс: поскольку курсанты — люди работающие, учебный комбинат выстраивает индивидуальный график для каждого, чтобы удобно было совмещать работу с учебой.
— В чем фишка такой организации учебного процесса? На теорию отводится треть обучения, все остальное — практика. Нам выгодно работать с предприятиями. Вот сейчас к нам обратился завод ''Паллада'': просит подготовить специалистов для выполнения швартовных работ, а стивидорная компания ''Терминал'' — для работы на большегрузной технике.
Кстати, за последние два года мы обучили для них свыше 140 человек. И все наши выпускники успешно работают! Они востребованы! Разве можно не ценить это в наше время? Не раз обращался к нам и Скадовский морской порт. А совместно с сельхозинспекцией разработали проект подготовки специалистов для работы на больших ковшевых автопогрузчиках.
Этой профессии в нашей области никто не обучает, хотя она очень востребована. Замечу, что на Херсонщине уже почти не осталось учебно-курсовых комбинатов. Рабочие кадры готовить практически некому. На 100 юристов-экономистов приходится один рабочий высокой квалификации, — считает Валентина Уродливченко.
Очевидно, неслучайно областной центр занятости доверил портовикам подготовку специалистов дефицитных рабочих профессий. Пройдя достаточно суровый контроль, комбинат получил право готовить специалистов по договорам с центрами занятости. Обучают электромонтеров, слесарей-сантехников. Кроме того, с 2013 года готовят специалистов, желающих получить вторую рабочую профессию.
— Уже мало кто знает, что есть специальное постановление Кабмина Украины о повышении конкурентоспособности работников предпенсионного возраста — тех, кому 45 лет и старше. При стаже 15 лет они имеют право получить бесплатно дополнительную профессию. И таких желающих много! Особенно, когда речь идет о подготовке водителей автопогрузчиков и электрогазосварщиков, — уточняет моя собеседница. — Нравится нам это или нет, но в современном мире знания и навыки быстро устаревают. Чтобы быть востребованным на рынке труда, нужно постоянно учиться.
Анатолий НИКОЛАЕВ
"Новый День"