Херсонщина: портам в глубинке - быть

Бизнес, громада и власти Нововоронцовского района небезуспешно учатся сотрудничать.

Как спасали школу

Впервые за 20 лет в Нововоронцовской общеобразовательной школе № 1 начнут учебный год без ''ручьев'', бегущих по потолку и стенам классов. ООШ № 1 — крупнейшее учебное заведение в ра­йоне, которое посещает около полутысячи мальчишек и девчонок.

Однако такого же приоритетного внимания со стороны местных властей педагоги и ученики долго не видели. Зато видели, как течет дырявая крыша, трескаются стены, через старые деревянные окна, установленные полвека назад, беспрепятственно врываются сквозняки. А сквозняки — штука весьма неприятная в холода: ведь морально и физически устаревшая угольная котельная обогреть здание толком была неспособна. В морозные зимы дети даже обедать в столовую ходили в верх­ней одежде, да и за партами мерзли!

Родители учеников, конечно же возмущались. А учителя уже устали бомбардировать власти напоминаниями о том, что школу давно пора даже не ремон­тировать, а как можно скорее спасать. Чиновники их напоминания выслушивали, обещали помочь, и ...все оставалось по-прежнему, пока в районе и поселке не сменилась власть. И только тогда на многострадальную школу из государственного, районного и поселкового бюджетов солидарно выделили 960 тысяч гривен. Изменения теперь видны, как говорится, невооруженным глазом.

— На всех четырех этажах учебного корпуса деревянные окна заменили металлопластиковыми. Крышу полностью перекрыли шифером, а в котельной теперь стоит новый твердотопливный котел стоимостью 150 тысяч гривен, который и более мощный, и вместе с тем экономичный, — довольна и. о. директора школы Нелли Коляда. — Но это только начало. В помещениях четвертого этажа, тоже начинается ремонт. Помогает и райгосадминистрация, и поселковый совет, и депутат облсовета Игорь Колыхаев. Так что сомнений нет — к 1 сентября школа преобразится.

Ремонтом педагоги и ребятня довольны — наконец-то в классах будет сухо, тепло и светло. Но они даже не представляют, какой опасности избежали в самый последний момент. Это установили только эксперты.

— При обследовании крыши выяснилось, что из-за постоянных протечек бетонные плиты под слоем битума деформировались. Их края заходили на стены всего на сантиметр, хотя по нормативам долж­ны были на 15 см. Отсыревшие плиты просто разламывались — их пришлось срочно убирать. С 1600 квадратных метров крыши в общей сложности сняли 900 тонн обломков, которые в любой момент грозили обрушиться на головы детей. Теперь здесь стоит легкая шатровая крыша, которая и осадков не пропускает, и вполне безопасна, — рассказал поселковый голова Владимир Марчук.

9 из каждых 10 гривен, которые пошли на ремонт школы, поступили из государственной казны. Однако в Нововоронцовке есть понимание того, что деньги на самые насущные нужды общины нужно учиться зарабатывать самим, а не ждать манны небесной из Киева. Поэтому здесь ищут, как можно максимально эффективно использовать местные ресурсы. И находят такие возможности.

Вода принесла доходы

Первой ласточкой возрождения местной промышленности стал новый завод по выпуску минеральной воды ''Воронцовка''. Ее качают из скважины в селе Любимовке, с глубины более полутораста метров. В одесском институте курортологии определили, что вода не только утоляет жажду, но еще и показана для употребления при хронических гас­тритах и колитах, язвенных недугах без осложнений. Вложив 7,5 млн. гривен, инвесторы закупили для завода самое современное оборудование.

Теперь бутилированная в стек­лянные и пластиковые емко­сти ''Воронцовка'' — нарасхват не только в районе, но даже в соседних областях. Ну а району — налоговая прибавка. Да и 18 созданных на предприятии рабочих мест тоже лишними ни в коем случае не стали.

На воде в районе планируют зарабатывать еще больше. Только для этого ее совсем не обязательно в бутылки закатывать. Есть и другие, еще более перспективные варианты. Ведь под боком у громады района — приволье Каховского моря. А этот водоем можно использовать не только для орошения и создания прибрежных зон отдыха, но и для транспортных перевозок, которые, между прочим, на треть дешевле сухопутных. С этим никто никаких америк не открыл: просто творчески переосмыслили опыт еще советских лет.

До 1996 года в той же Нововоронцовке причаливал пассажирский теплоход ''Дмитрий Донской''. Для этого компания ''Укрречфлот'' использовала понтонный причал. Позже перевозки сочли убыточными, а причал демонтировали и вывезли в неизвестном направлении. Нынче, когда горючее непомерно взлетело в цене, снова приходится искать альтернативу автобусам и такси. Вот одна из фирм соседнего Кривого Рога и предложила наладить водные рейсы из Нововоронцовки для начала в Запорожье. Как-никак, по воде туда всего 60 километров, а по суше — добрая сотня.

Однако на временную понтонную схему ни районные, ни поселковые власти Нововорон­цовки уже не согласны. Поэтому условием делового сотрудничества выставили углубление дна на фарватере (это 600—700 тыс. грн.), создание стационарного причала, строительство двух­этажного здания речного вокзала, благоустройство при­легающего к нему пляжа и парковой зоны, создание набережной и установка работающего маяка.

Ориентировочная стоимость проекта — около 2,5 млн. грн. В целом, жители поселка восприняли его одо­б­рительно, хотя на общественных слушаниях и делились опасениями — а вдруг после строительства речного вокзала перекроют доступ на пляж поблизости или парк выкорчуют?

— Все эти публично озвучиваемые сомнения скорее отдают обычным злопыхательством: что парк, что пляж добавляют Нововоронцовке туристической привлекательности. А значит, будет больше желающих сюда приехать и перевозчик продаст больше билетов, — напоминает об очевидных соображениях инвесторов глава райгосадминистрации Василий Титаренко. Кстати, рейсы Нововоронцовка — Запорожье планируются не только на обычных теплоходах, но и скоростными судами на подводных крыльях.

Мини-порт разгрузит дороги

Не менее выгодным, перспективным и социально значимым может стать еще один проект создания грузового терминала в Микитиной балке у села Осокоровки, для приема судов водоизмещением 3,5—5 тысяч тонн и с пропускной способностью около миллиона тонн ежегодно. Отправлять отсюда собираются, прежде всего, грузы зерновых. Благодаря чему разгрузят автотрассы по всей округе, которые в летний сезон вдребезги разбивают тяжелые зерновозы.

Сроки реализации проектов строительства грузового терминала и речного вокзала — порядка двух ближайших лет. Но бумажную стадию подготовки можно было бы существенно ускорить, если бы руководство Нововоронцовского райсовета и его депутаты не волокитили вопросы с выделением земли и тому подобных согласованиях. С их рассмотрением на сессиях они подчеркнуто не спешат, хотя чем скорее речные объекты заработают, тем быстрее от них в районную казну пойдут налоги.

К слову, криворожское ООО, готовое инвестировать в строительство грузового терминала, уже вложило немалые средства в социальную инфраструктуру. Фирма оплатила замену 500-метровой подводной части водовода, снабжающего питьевой водой райцентр.

Почти насквозь проржавевшую трубу, проходящую через ту же Микитину балку, затопленную Каховским морем, заменили на пластиковую, гарантийный срок службы которых полвека. Ра­боты обошлись предприятию в 620 тысяч гривен.

И один только этот аванс — наглядное свидетельство того, что инвестор нацелен на серьезное и долговременное сотрудничество с местной громадой. Так зачем откладывать его в долгий ящик?

Анатолий ЖУПИНА
"Новый День"

© 2008 - 2024 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: khersonci08@gmail.com, контактиархівТеатр Куліша - Херсон