Презервативы вместо щебня

Презервативы вместо щебня

От опостылевшей проблемы подтопления улиц и подворий годами изнывают жители Каланчака. В надежде на помощь они обращаются к местным властям.

Однако те порой настолько "профессионально" приходят на выручку, что последствия от оказанной ими услуги еще долго снятся обитателям райцентра в кошмарных снах.

Ко дворам привезли... мусор

В июле нынешнего года группа каланчакцев, проживающих по улице Садовой, в очередной раз обратилась в поселковый совет с просьбой о ремонте грунтовой дороги, ведущей к их дворам.

Дело в том, что после выпадения более-менее обильного количества осадков проехать по ней становится проблематично, а уж пройти пешком — и вовсе нереально. К счастью заявителей, руководители громады их ходатайству вняли и средства на ремонт 1,8 км дорожного покрытия выделили.

Но каково же было удивление граждан, когда прибывшая на их улицу техника принялась разбрасывать по ней самый настоящий мусор!

— Щебнем это назвать нельзя. Скорее, строительными отходами, — возмущается обитательница одной из частных усадеб, расположенных на Садовой, Лариса Романова. — Я даже на телефон сфотографировала, какие столбы пыли поднялись от этого мусора.

— Вместе с так называемым щебнем нам под дворы привезли интересные «сувениры»: пакеты, шприцы и презервативы, — добавляет Владимир Литвиненко.

Не выдержав подобной заботы о населении со стороны властей, он на следующий же день отправился в поссовет, дабы узнать, как называется вид таких работ по документам? И самое главное, сколько денег на них было потрачено. А для наглядности прихватил с собой объемный пакет, доверху набитый тем самым мусором.

Соседи Владимира Литвиненко, к слову, тоже изъявили желание задать руководству громады несколько неприятных вопросов. Совместными усилиями им удалось добиться частичного устранения горе-ремонта (об этом немного позже), а главное — выяснить интересные по­дробности осуществленных на их улице работ.

Щебень оказался дармовым

Как удалось узнать облагодетельствованным сельчанам из общения и последующей документальной переписки с должностными лицами, на Садовой была проведена «подсыпка дорожного покрытия, грейдирование и дважды — прокатывание» (здесь и далее кавычками выделены цитаты из ответов должностных лиц и депутатов).

При этом «стои­мость материалов, затра­ченных на дорожное покрытие, из поселкового бюджета не финансировалась... только транспортные затраты». Отмечается также, что «для проведения ремонта дорожного покрытия улицы... было завезено 220 тонн щебня, который не закупался, так как был взят с дорожного покрытия, на данный момент не исполь­зуемого».

Ввиду вышесказанного, еще более интересной представляется стоимость проведенных работ. Согласно платежному поручению, размещенному на официальном портале публичных финансов Украины «Е-дата», она составила чуть больше 105 тысяч гривен. Также в документе указано, что подрядчиком ремонта является физическое лицо-предприниматель Игорь Залевский.

Даже не являясь профильным специалистом, можно смело предположить, что цена 220 тонн щебня, услуг по его транспортировке и утрамбовыванию, а также эксплуатация техники вполне могла бы стоить озвученных денег. Но только не в этом случае. Ведь из документов стало очевидным, что материал был раздобыт в пределах населенного пункта, а из бюджета опла­чивалась исключительно стоимость его доставки. Уж не дороговато ли?..

Дорожники работают дешевле

Опять таки стоит напомнить, что журналисты не являются экспертами в вопросах дорожных ремонтов. Поэтому с просьбой просчитать приблизительную стоимость подобного рода работ «Новый день» обратился в Каланчак­ский дорожно-эксплуатационный участок. На этом предприятии сотрудникам редакции сообщили, что филиал райДЭУ в мае 2016 года как раз выполнял похожее задание на территории поселка, в переулке Запорожчука. Тогда в стоимость ремонта, как и на Садовой, входила исключительно цена перевозки материала (того же щебня) вместительным КАМАЗом на расстояние 24 км. Вдобавок щебень ручным способом под автогрейдер размещали рабочие, труд которых оплачивался по соответствующей разнарядке.

В то время как на Садовой, согласно смете, материал выбрасывался из кузова грузовика самопроизвольно (автоматизированным способом). При этом стоимость работ на Запорожчука составила 8,3 тыс. гривен за 96 тонн. Несложно посчитать, что за 220 тонн щебня (качественного, а не мусора, по словам местных жителей, растворившегося на следующий же день) райДЭУ потребовал бы с поссовета не более 20 тысяч гривен.

На что же были потрачены остальные деньги? Согласно смете, около 71 тыс. грн. составляет стоимость эксплуатации машин, а остаток — прибыль предприятия, зарплата сотрудников и налоги.

Объяснение поселкового головы

В то же время обитатели Садовой продолжают настаивать на том, что щебня на их улице в глаза никто не видел. «Куда пошли эти 105 тысяч? На них купили мусор? — такие вопросы задала прибывшему в Каланчак корреспонденту «НД» местная жительница Галина Бовтрюк, когда тот озвучил ей сумму средств, потраченных на ремонт дороги. — Не видели мы никакого щебня!».

Как выяснилось, сейчас Садовая действительно представляет собой обыкновенную грунтовку без примеси каких-либо инородных материалов. Лужи на ней наличествуют, но никакого ремонта не заметно. Очевидно, его... «смыло дождем».

На вопрос, куда же испарились 220 тонн завезенного по документам щебня, автору этих строк ответил поселковый голова Владимир Зинчук. «Может, материала поставили в недостаточном количестве, — предположил он. — Его уровняли, укатали... Поймите, на протяжении 25 лет эту дорогу никто не подсыпал. Допускаю, что это просто могло быть сделано не в полном объеме. При этом добавлю: стоимость щебня — нулевая. Из бюджета были оплачены только транспортные и погрузочные услуги».

А что касается наличия мусора в этой подсыпке? По мнению Владимира Калиновича, он принадлежит самим обитателям улицы и мог быть поднят грейдером непосредственно во время выполнения работ. И то, в каком состоянии дорога находится сейчас, по словам поселкового головы, является результатом влияния погоды.

Отдельно нужно сказать, что после скорого визита разгневанных каланчакцев к представителям власти, буквально на следующий же день на Садовую пожаловали местные коммунальщики. Их задача заключалась в том, чтобы погрузить привезенный мусор в прицеп и откомандировать его на свалку. Но на этом дело не закончилось. Как утверждают сельчане, после ремонта на их улице дождевая вода начала скапливаться в таком количестве, которого доселе еще не было.

После очередного обращения в поссовет по этому поводу на Садовую привезли несколько бетонных плит, чтобы хоть школьники имели возможность не пробираться по грязи на занятия. Но даже это мероприятие руководство громады организовало со скандалом. По словам Галины Бовтрюк, плиты были варварски отняты у прихожан местной церк­вушки. Там по этому случаю даже митинг собирали, но нужного результата не добились.

А что до итогов всей этой истории, то они весьма плачевны. Ведь после неожиданного порыва грязи на Садовой стало только больше. Равно как и вопросов у ее обитателей: кому стало лучше от столь «качественного» ремонта дороги? А касаемо соотношения цена+качество выполненных работ, было бы логично, если бы этим с виду мутным делом заинтересовались правоохранительные органы.

Андрей СОКОВ
"Новый День"