Спиваковский: Реализации задач образования мешает его низкое материальное обеспечение

Об этом народный депутат Александр Спиваковский заявил 28 сентября в Старобельске Луганской области, где состоялось выездное заседание Комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования.

Тема заседания имела достаточно длинную формулировку «О работе органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления Луганской области по соблюдению законодательства Украины об образовании для обеспечения функционирования и качества дошкольного, общего среднего, внешкольного, профессионально-технического и высшего образования».

Для участия в работе выездного заседания из Киева в Старобельск приехали Первый заместитель председателя комитета Александр Спиваковский, народный депутат Виталий Курило, заместитель министра образования и науки Павел Хобзей, директор департамента профессионально-технического образования МОН Николай Кучинский, заведующая сектором перемещенных высших учебных заведений Светлана Кретович.

Первое заседание комитета прошло в Районном дворце культуры. Затем часть комитета переместилась в Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, работающий с конца лета 2014 г. в Старобельске.

Здесь с импровизированной речью выступил Александр Спиваковский, который после её произнесения ответил на вопросы преподавателей и сотрудников университета. Киевский гость говорил бесспорные вещи о том, что нельзя потерять территорию образованности, что Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко выполняет важную политическую миссию, будучи самым восточным форпостом украинского высшего образования.

Но реализации задач образования мешает его низкое материальное обеспечение. Украина расходует на одного ученика средней школы всего лишь 1 долл., а на студента – 2 доллара. Поэтому с таким обеспечением далеко не уйти.

Виталий Курило отметил, что несмотря на трудности, университет в 2016 г. набрал на все формы обучения 3,5 тыс. студентов.

Возникла дискуссия по вопросу о новой редакции закона «Об образовании». А. Спиваковский и В. Курило заявили, что он должен сделать невозможным ситуации, когда директора и ректоры распоряжаются учебными заведениями как вотчинами.

Председатель Старобельской районной администрации Анатолий Гарькавый поднял вопрос о решении проблемы дефицита общежитий для студентов и жилья для преподавателей. Эта проблема тормозит развитие университета. Её острота за два прошедших года не снизилась, а с увеличением набора студентов только возросла.

В Старобельске есть фактически пустующие помещения общежития и корпуса Луганского аграрного университета, но доброй воли со стороны руководства этого ВУЗа нет. Также А. Гарькавый упомянул о необходимости строительства жилья для преподавателей, которые вынуждены или ютится в общежитии по несколько человек в комнате, или за свои деньги снимать квартиры в городе.

Члены комитета также посетили Половинскинскую среднюю школу Старобельского района.

В подготовленном итоговом решении комитета говорится, что украинское образования находится в ситуации постоянных реформ. Констатируется, что «большинство принципов успешного функционирования национального образования не были реализованы».

Предлагается финансирование образовательной деятельности довести до 7% ВВП, как это и предусматривается Законом «Об образовании».

Проблемы констатируются на всех уровнях образовательной системы. Отмечается, что «несбалансированной остается сеть общеобразовательных учебных заведений, не хватает школьных автобусов, в неудовлетворительном состоянии находятся дороги, по которым осуществляется перевозка детей к месту обучения, значительное число школьных зданий требует ремонта».

Согласно информации Департамента образования и науки Луганской областной госадминистрации, в области эксплуатируется 106 школьных автобусов. 85 автобусов из этого числа требуют обновления, так как эксплуатируются более 10 лет.

Как сложную и нерешенную в документе определили ситуацию с профессионально-техническим образованием.

В рекомендациях для Кабинета Министров комитет записал: «Законодательно обеспечить возможность финансирования государственных ПТУЗ из бюджетов разного уровня и многоканального финансирования». Вряд ли это можно считать найденной формулой спасения профессионально-технического образования страны.

В документе выражается тревога по поводу сворачивания сети заведений, ведущих внешкольную работу с детьми.

Предлагается содействовать включению образовательных учреждений на оккупированных территориях в образовательное пространство Украины через введение экстернатной и дистанционной форм обучения.

Наряду с дельными рекомендациями, документ изобилует и пустыми фразами. Например, кому может помочь рекомендация: «Максимально содействовать организации эффективной деятельности перемещенных с оккупированных территорий учреждения образования»? Это через два года после перемещения!

Практически только из таких обтекаемых фраз состоят предложения Национальной академии педагогических наук, откуда в проект решения и перекочевала приведенная фраза о перемещенных учебных заведениях.

Здесь все предложения похожи друг на друга. Примеры. «Разработать программу эффективного кадрового обеспечения реформирования региональной образовательной отрасли». «Разработать необходимую нормативную база дистанционного и экстернатного обучения».

По материалам «ОСТРОВОК»

Фото ЛНУ