Скоро в школу! Что нового в системе образования

Ещё какие-то две недельки – и прощайте, летние каникулы и беззаботное время: начинается новый учебный год.

Пока школьники догуливают свой длительный «отпуск», в Министерстве образования и науки уже разработали новые подходы к учебному процессу. «Гривна» сделала подборку новостей и основных изменений, касающихся системы образования. Обновили программы для начальной школы

С 1 сентября ученики 1–4-х классов будут учиться по обновлённым программам, сообщает сайт osvita.ua. 13 учебных программ утверждены коллегией МОН 4 августа. Они размещены в открытом доступе, с ними можно ознакомиться на упомянутом сайте. Программы предусматривают изменения подходов к оценке и педагогическую свободу учителя.

По словам советника министра образования Иванны Коберник, когда пять лет назад отказались от 12-летней системы обучения, младших школьников слишком перегрузили. Из-за этого многим из них было трудно и неинтересно учиться. Главная цель нынешнего изменения программ – сохранить качество образования, но показать, что не только зубрёжкой и механическим заучиванием можно достичь результата.

Таким образом будет внедряться компетентностный подход в обучении, суть которого заключается в том, что важны не только знания ученика, но и умение ими пользоваться.

Конечно же, в этом году учебники никто не сможет поменять уже до 1 сентября. Но от учителя не требуется изучать с детьми каждую страницу учебника: новыми программами ему предоставлена педагогическая свобода. Он сможет сам определять, сколько какой теме уделить внимания, сколько часов на неё отводить.

Также хотят отменить пометки учителей в тетрадях красной пастой и внедрить письмо карандашами, чтобы детям можно было легко исправлять ошибки и не бояться замечаний.

По словам замминистра образования и науки Павла Хобзея, это об­новление – лишь первый шаг. Минобразования подготовило концепцию новой украинской школы. Предусмотренные ею изменения будут системно вводиться с 2018 года.

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК. К примеру, в третьем классе, ориентируясь на европейское образование, ввели такой тип творческой работы, как эссе, посчитав, что этот способ выражения мысли наиболее соответствует возрасту детей. Как говорят авторы нововведения, детям часто снимали баллы не за их мысли, а за несоблюдение структуры. Форма была важнее содержания. Из программы убрали требование писать текст-размышление, текст-рассуждение, текст-рассказ.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЧТЕНИЯ. Учебную программу наполнили именами современных авторов, считая, что они повлияют на развитие читательского интереса ребёнка. Это Саша Дерманский (написал детские книги о Чудном Чудовище), Леся Воронина (наиболее известные произведения – иронические детские детективы, объединённые в серию «Суперагент 000»), Владимир Читай и Зирка Мезантюк (авторы детских сказок), поэт Олесь Ильченко, Марьяна Савка (поэтесса и писательница), Марьяна и Тарас Прохасько (пишут и иллюстрируют детские книги), Ирен Роздобудько (автор романов, психологических драм, пишет сценарии к фильмам – «Начать сначала. Марта», «Поводырь»).

Поскольку чтение должно содержать воспитательный потенциал, то при составлении характеристики персонажа учителям следует ориентироваться на то, что надо определять не положительного и отрицательного героя, как это было прежде, а учить анализировать поступок действующего лица. Тем самым демонстрировать ребёнку, что любой может измениться к лучшему.

МАТЕМАТИКА. Как оценили эксперты, программа по математике за 2011 и 2015 годы содержала терминологию, которая не была достаточно понятной как учителям начальных классов, так и родителям. А тем более детям.

Кроме того, раньше программа математики требовала, чтобы задачу решали в три действия, а если ребёнок решал её за четыре, ему снижали балл. Сейчас такой диктат исключили, ученик может решить задачу удобным для него способом.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. Родители жаловались, что учебники по предмету сложные даже для них. Мол, детям интересно исследовать, мастерить, путешествовать, а не читать сухие определения и классификации. К примеру, в октябре, когда первоклассники изучили лишь 10 букв, им предлагалось сделать проектную работу «Из чего изготавливают бумагу?». Подобные замечания учли разработчики новой программы, существенно расширили тематику проектов (на выбор учителя), но уменьшили их количество. Изъяли сложные темы о горных породах, составе почвы и другие. Отдельные перенесли на изучение в последующие классы. Предметы «Основы здоровья» и «Я в мире» теперь не будут иметь прямого дублирования тем, как это было раньше.

ИНФОРМАТИКА. Компьютерного обеспечения часто не хватает для всех начальных классов. Поэтому, разгружая программу, авторы руководствовались тем, что дети могут на уроках информатики пользоваться и собственными гаджетами. К примеру, на уроках дети теперь будут просматривать в сети Интернет картины художников и виртуально путешествовать по музеям. Со второго класса изъяли сложную тему «История вычислительной техники».

История для старшеклассников по-новому

Как сообщает osvita.ua, процедуру обновления также прошла программа по истории Украины. «Впервые в старших классах вводятся практические занятия с уроками обобщения и тематического оценивания. Выделили в отдельную тему украинскую революцию 1917–1921 годов. Теперь период массовых репрессий и большого террора в Украине получил справедливое название – "Установление и утверждение советского тоталитарного режима (1921–1939 г. г.)"», – сообщили в Украинском институте национальной памяти.

Кроме того, школьники будут изучать ряд исторических фигур и персоналий, которые способствовали развитию Украины. В программе выделены и расширены такие события, понятия, факты и термины: бой под Крутами, этапы трудовой и политической эмиграции, война советской России с Украинской Народной Республикой, советская оккупация Украины; административно-территориальные изменения украинских земель в течение всего ХХ века, Акт восстановления украин-ского государства, вклад украинского народа в победу над нацизмом, украинцы в военных формированиях государств Объединенных Наций и так далее. Также программой вводится понятие «депортация» (депортация из Крыма крымских татар и других народов, а также массовые депортации этнических украинцев из Польши в 1944–1946 годах), Украинская Хельсинкская группа и многое другое.

Стипендии: быть или не быть?

Накануне нового учебного года неприятные новости подготовило для студентов Министерство финансов. Минобразования получило от Минфина письмо, в котором предлагается со следующего года отменить стипендию для студентов, которая сегодня составляет 830 гривен. Кроме того, предлагается перевести обучение в магистратуре на контракт, пишет strana.ua.

«Мы предлагаем поменять подход к выплате стипендий. По сравнению с другими европейскими странами Украина – уникальная страна. Стипендии получают практически все», – отметил министр финансов Александр Данилюк.

По его словам, правильно будет разделить стипендии на две составляющие: первая – это социальная поддержка малообеспеченным слоям населения и льготникам (детям-инвалидам, детям-сиротам и лишённым родительской опеки), вторая – это академические стипендии, которые будет получать ограниченное количество людей в вузах. В противном случае, считает Данилюк, «это размазывание денег тонким слоем».

В Минобразования отмечают, что эту инициативу Минфина не поддерживают, сообщает osvita.ua.

Сократят ли учителей?

Также собираются сэкономить бюджетные деньги за счёт сокращения учительских ставок. Об этом в интервью «Украинской правде» заявила министр образования Лилия Гриневич. Мол, сокращение пройдёт в рамках реформирования школьной системы. Как известно, с сентября в Украине начнут работать опорные школы в каждой территориальной общине. За их счёт правительство планирует закрыть нерентабельные школы с малым количеством детей. Поэтому собираются сократить 3,8 тысячи ставок учителей. В МОН говорят, что большую часть из них перераспределят в новые, укрупнённые учебные заведения. А 1400 ставок вообще отменят, 700 из них занимают учителя-пенсионеры.

Как рассказал «Гривне» начальник облуправления образования Евгений Криницкий, на Херсонщине создали 5 опорных школ и 9 их филиалов. То есть реформа в нашей области обойдётся «малой кровью». По сути, практически всё и все остаются на своих местах и лишь меняется организационно-правовая форма. На сегодня под сокращение попадают всего 7 учителей. Двое из них уходят на заслуженный отдых, а пятерых обещают трудоустроить. Мол, в области открытыми остаются 177 вакансий педагогов.

Школьные автобусы: дорогие и не хватает

Минобразования сообщает, что цены на некоторые украинские школьные автобусы необоснованно выросли именно после того, как в госбюджет заложили субвенции на их закупку. В МОН акцентируют внимание на том, что закупку школьных автобусов осуществляют органы местной власти за счёт образовательной субвенции из госбюджета. Сумма, поступившая в местные бюджеты в 2016 году на эти цели, составляет 600 миллионов гривен. Кроме того, местные власти должны внести и свои средства и закупить необходимое количество автобусов для школьников. Также МОН изучает возможность обращения в компетентные органы по рассмотрению вопроса обоснованности цены на украинские школьные автобусы.

По информации начальника облуправления образования Евгения Криницкого, из госбюджета на закупку школьных автобусов в нашу область поступило 16,2 миллиона гривен. Сейчас проходит тендерная процедура на приобретение 7 автобусов. Позже проведут тендер ещё на 4. Закупят их по программе софинансирования: деньги госсубвенции и местных бюджетов – по новым изменениям в законодательстве на условиях 70 на 30. Раньше софинансирование было по формуле 50 на 50. На сегодня в области не хватает 36 школьных автобусов.

К слову, ныне цены на автобусы на украинском рынке колеблются в пределах 1,4 –1,8 миллиона гривен за один.

Олеся Лунина
Гривна.Новый формат

Фото Дмитрия Кулакова