Спиваковский: на образование необходимо направить не менее 7% от ВВП

Спиваковский: на образование необходимо направить не менее 7% от ВВП

Сложная ситуация с финансированием профтехобразования, реформа средней и высшей школы, проблемы интеллектуальной собственности и развитие научно-технической деятельности — эти вопросы были определяющими в работе Комитета Верховной Рады Украины по вопросам образования и науки в течение прошлой, четвертой парламентской сессии.

Об итогах работы комитета рассказывает первый заместитель председателя комитета Александр СПИВАКОВСКИЙ:

— Сейчас уже и члены правительства признают, что допущена ошибка в передаче профтехобразования на местное финансирование. Это было несбалансированное решение.

Также есть проблемы с учебниками для 4—7 классов. Нужно ускорять темпы имплементации закона о научно-технической деятельности, есть вопросы о деятельности национального агентства по вопросам качества высшего образования.

Одним из важных решений комитета было рассмотрение в первом чтении законопроекта «Об образовании» (№ 3491). Это революционный закон, который было бы хорошо принять в целом, но при условии, что будем знать, как выстраиваем «имплементационную подушку», которая покажет карту выполнения закона.

С юридической точки зрения, согласно Бюджетному кодексу, с 1 января 2017 года профтехобразование, колледжи должны перейти на финансирование из местного бюджета, а закон об образовании этого не дает. Также у нас недостаточно средств для того, чтобы перейти на двенадцатилетнюю систему образования. А нужно знать, откуда брать средства.

По расчетам Министерства финансов и Министерства образования Украины, в следующем году на образование необходимо предусмотреть в бюджете 36 млрд. грн. Если бюджетный комитет и Министерство финансов это поддержат, мы будем голосовать за этот закон.

Среди новелл закона об образовании — нормы инклюзивного образования, а также формальное и неформальное образование. Мы меняем структуру общего среднего образования. Должно быть начальное образование — первые четыре года, дальше пять лет — базовое среднее образование (гимназия). А потом должна идти профильная трехлетняя школа (лицей), дающая или академическое образование (для тех, кто планирует сразу после школы поступать в вуз), или же специальное образование для тех, кто намерен быстро трудоустроиться. В профильной школе дети будут выбирать обучение по разным направлениям: гуманитарное, математика, физика, биология. Этот закон очень нужен, но важно, чтобы он не стал таким себе монументом, а был принят и имплементирован. Поэтому мы должны понимать, откуда возьмутся ресурсы на введение его в действие.

Хочу обратиться к власти, Президенту, Премьер-министру, народным депутатам. Мы должны разворачиваться к будущему. Если мы не будем инвестировать средства в образование и науку, то будущего в этом государстве не будет. Поэтому в бюджете 2017 года мы должны вернуть 7% от ВВП финансирования образования и науки, а науке возвратить 1,7% от ВВП. Тогда реформы смогут обеспечить выполнение закона об образовании.

В новом законопроекте об образовании написано, что профтехобразование должно разделиться на базовое и высшее. Таким образом, первый и второй уровень пойдет к уровню высшего профтехобразования, другой уровень останется там, где будут квалифицированные рабочие, они будут относится к базовому профтехобразованию.

Также мы должны понять, какая модель финансирования. Если это — зона национальной идеологии, тогда финансирование — базовое и должно идти от государства. Государство должно влиять на формирование рабочего класса, а не местная власть формирует идеологию развития рабочего класса в целом по Украине. Это не только проблема средств, это — проблема идеологии.

Подготовила Анна ШЕВЧЕНКО
"Голос Украины"

Факт

За период четвертой сессии было проведено 15 заседаний комитета, на которых рассмотрено почти 145 вопросов.