Вдохновленный Херсоном, Всеволод Мейерхольд

15 августа в 2008 году в Херсоне был создан центр им. Вс. Мейерхольда – современный и актуальный украинский театр.

Работа центра направлена на: создание творческих лабораторий в области драматургии, режиссуры, актёрского мастерства, сценографии и музыки; изменения отношения к театру как форме проведения досуга, эмоциональное погружение зрителя в изучаемую проблему; помощь в реализации планов творческих личностей и т. п.

Целью работы Центра является сокращение дистанции между жизнью театральной и жизнью как таковой.
Но почему же этот современный театр носит имя Всеволода Мейерхольда? Всё дело в том, что именно Херсон сыграл важную роль в становлении режиссера.

Всеволод Мейерхольд (настоящее имя Карл Казимир Теодор Майергольд) родился в г. Пензе, где и закончил вторую мужскую гимназию. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. Тогда же и принял православие, изменил своё имя на Всеволод — в честь любимого писателя Всеволода Гаршина.

В 1896 году он перешёл на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Владимира Немировича-Данченко. В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и вступил в труппу создаваемого Художественно-общедоступного театра, где принимал участие в спектаклях: «Три сестры», «Венецианский купец», «Смерть Ионна Грозного», «Одинокие».

15 августа 1902 года Мейерхольд переехал в Херсон, рассорившись со знаменитым режиссером, основателем Московского художественного театра - Константином Станиславским. Молодой режиссер хотел ставить спектакли самостоятельно, не подчиняясь никакому другому видению.

Он вместе с А. С. Кошеверовым возглавив труппу в Херсоне. Со второго сезона, после ухода Кошеверова, труппа получила название Новая драма (Товарищество новой драмы).

Театр Товарищество новой драмы открылся в Херсоне 22 сентября 1902 спектаклем «Три сестры» по пьесе Чехова. Первое время театр выпускал спектакли «по мизансценам МХТ», но с 1903 Мейерхольд начал поиски новой театральной стилистики, разрабатывая систему символистского театра.

Во втором сезоне долю традиционного репертуара (пьесы Островского, Чехова, Немировича-Данченко) планировалось сократить за счет новой драматургии. К постановке были намечены пьесы Ибсена, Метерлинка, Гауптмана, Шницлера, Пшибышевского.

В 1902–1905 Мейерхольд поставил около 200 спектаклей, театр скоро стал одним из самых ярких в России. За его работой следила театральная общественность Москвы и Петербурга.

Но провинциальный театр становится клеткой для такой птицы большого полета, как Мейерхольд, и, поэтому в 1906 году он принимает приглашение В.Комиссаржевской возглавить ее театр в Петербурге.

Товарищество новой драмы переезжает в Кострому. Возглавляет его И. Певцов. Однако, с этого времени принципиально новаторских спектаклей в театре поставлено не было – в 1908 году театр прекращает свое существование.

Мейерхольд руководил театром в Херсоне всего 3 года, но именно это время, проведенное в нашем городе кардинально изменило жизнь когда-то неизвестного начинающего режиссера.

Здесь, постоянно экспериментируя в постановках спектаклей, Всеволод Мейерхольд сформировал известную во всем мире свою систему т.н. «условного театра».

Важнейшим компонентом в концепции условного театра для Мейерхольда стал зритель – его творческое воображение, которое по данным в спектакле намекам, знаковым и символическим изображениям способно продолжить, достроить общую объемную картину, воспринять мысль и идею спектакля.

Главное эстетическое средство условного театра - его зрительный образ, воплощенный в декорации, костюме, гриме, в пластической выразительности актера и ритме сценического действия. Главным «врагом» условного театра считалось жизнеподобие; ни зритель, ни актер не должен забывать, что перед ним – не сколок жизни, а театральное зрелище; не подробно воспроизведенный муляж места действия, а – декорации, построенные на подмостках сцены. Сценическое слово для Мейерхольда стало вторичным, вспомогательным средством изображения.

Наталия РОЖКОВАН