Информационные технологии в школе (опыт совместной работы кафедры информатики ХГУ и УВК «ШГТ»)

Наши с вами дети – цифровые аборигены. Они растут в окружении компьютеров, мобильных телефонов и других цифровых игрушек. Для них Интернет - неотъемлемая часть жизни.

Мы же с вами, те, кому за тридцать, как это ни странно звучит, всего лишь цифровые эмигранты в современном мире. Посему, наверное, и настороженно относятся некоторые представители старшего поколения к использованию информационных технологий во время уроков. Но пути назад нет, и нужно двигаться вперед, обучая не только детей, но и преподавателей. Это понимают в Школе гуманитарного труда – здесь продолжают работу по внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс. При этом перенимают опыт ученых, разработчиков программных продуктов, коллег-педагогов. Впрочем, в ШГТ и сами уже могут поделиться своими достижениями.

Как сделать так, чтобы наши дети получили от современных технологий все самое лучшее, полезное, и в то же время, как сохранить их психическое и физическое здоровье? Как наиболее эффективно использовать дистанционные технологии обучения в школах? Кто они, цифровые аборигены, чем их можно заинтересовать и как работать с теми, кого не удивишь самым современным гаджетом? Что такое бесплатные онлайн сервисы для учителей и как ими воспользоваться? Эти и другие, важные для современного учебного процесса темы, обсуждали во время расширенного заседания кафедры информатики Херсонского государственного университета.

Но заседание кафедры и выступления ученых, педагогов звучали не в стенах вуза, а в УВК «Школа гуманитарного труда» областного совета. И приняли в нем участие не только ученые, но и учителя ШГТ.

Как отметил директор УВК «ШГТ» Артем Кияновский, это учебное заведение около года тесно работает с кафедрой информатики ХГУ – в рамках подписанного двумя сторонами договора о сотрудничестве.

«Существует много аспектов такого взаимодействия. Нашу работу мы должны наполнить абсолютно конкретным содержанием», - отметил Александр Спиваковский, заведующий кафедрой информатики ХГУ. Александр Владимирович рассказал о достижениях кафедры, о полученном гран-при в одной из номинаций на выставке «Образование и карьера» (она прошла недавно в Киеве), о персональных успехах херсонских ученых, о новые проектах.

Кстати, кафедра занимается разработкой программных продуктов, часть из которых подарили Школе гуманитарного труда – это те конкретные шаги, которые уже осуществлены в рамках договора между школой и кафедрой.

Но во время заседания кафедры тему сотрудничества кафедры и ШГТ обсудили отдельным пунктом. Так же, как и подготовку научных работ для МАН и участие в олимпиадах и конкурсах. Впрочем, в каждом выступлении, подготовленном представителями кафедры ХГУ, звучали конкретные предложения для учителей. Речь шла и возможности участия в семинарах, которые проходят в университете, о консультациях для тех, кто в них нуждается – о том, как учитель может найти поддержку своим начинаниям на кафедре информатики.

Отметим, что в ШГТ руководствуются тем же принципом, что и на кафедре информатики ХГУ: остановился – умер. Здесь не ждут, что кто-то решит проблемы и научит, а двигаются вперед. Вот и на заседании кафедры педагогов Школы гуманитарного труда ждал приятный сюрприз – премии для победителей школьного конкурса по внедрению ИКТ в учебный процесс.

На конкурс, как рассказал Артем Кияновский, было представлено 60 работ. Награды лучшим из лучших вручал Александр Спиваковский, что само по себе также почетно. Среди победителей – учителя начальной школы, иностранных языков, информатики, математики, и таких необычных для нас предметов как «театр», «художественная культура». Здесь, например, и такие разработки, как «кухня народов мир», электронный букварь для дошкольников, урок театра для 7-8 классов, электронная книга «Художественная культура для 5 класса», уроки чтения для начальных классов, сборник тестовых заданий по контролю знаний немецкого языка.

Как отметила одна из победительниц конкурса учитель английского языка Илона Москалева, существуют различные мнения по поводу внедрения ИКТ. «Говорят, что это затратно по времени. На самом деле, это очень нужная вещь, которая помогает активизировать детей, которая их мотивирует. Ученики с удовольствием выполняют упражнения, делают презентации. Они умело работают с компьютером. Эти технологии помогают не только учителям учить детей, но и помогают учителям становиться современными», - убеждена Илона Москалева. Общаясь с журналистами, педагог особо отметила, насколько интересными и полезными для ее коллег были выступления представителей кафедры информатики ХГУ.

По мнению Александра Спиваковского, заседание кафедры информатики на базе ШГТ – это новый формат взаимоотношений университета, факультета физики, математики и информатики, кафедры информатики и УВК «Школа гуманитарного труда» областного совета. «Это формат, который позволяет интегрировать усилия университета и школы для самого главного – для того, чтобы наши дети становились интеллектуальными, для того, чтобы формировалась элита», - отметил А. Спиваковский.

«Наш совместный труд с кафедрой информатики направлен на то, чтобы доброе, вечное наши педагоги сеяли с помощью современных технологий, которые так близки и понятны нашим детям. За этими технологиями – будущее. У нас в области очень много талантливых детей, и сотрудничество с ХГУ позволяет надеяться на то, что наши воспитанники смогут достичь больших успехов в этой сфере. Поэтому совместная исследовательская работа педагогов высшей школы и учителей ШГТ по внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс очень актуальна», - отметил директор УВК «Школа гуманитарного труда» Херсонского областного совета.

Ирина Феш