Новая ставка налога на недвижимость. С 1 июля надо платить больше?

Новая ставка налога на недвижимость. С 1 июля надо платить больше?

Под новый 2016 год, в конце декабря, парламент принял Закон, которым в Налоговый кодекс Украины внесены изменения, касаются налогообложения недвижимости.

Пользуясь тем, что большинство людей не знает тонкостей законодательства, определенные политические силы выдают некоторые «желаемые» вещи за действительные.

Налогообложение – именно такая тема. Одни рассказывают о льготах, другие – о «завышенных» налогах.

За разъяснениями, как теперь взимаются налоги с жилого и нежилого недвижимого имущества, мы обратились к нашему эксперту – кандидату экономических наук, руководителю фракции партии «Наш край» в Херсонском городском совете Владимиру САЛЬДО.

КОР. Владимир Васильевич, ситуация с налогом на недвижимость сложная, у людей много вопросов. Объясните: кто, когда, как и, главное, сколько должен платить за находящееся в частной собственности недвижимое имущество?

В.С. Для начала просто надо понять, что налог на недвижимое имущество не новый, он введен еще в декабре 2014 года с принятием Верховной Радой нового Налогового кодекса. И позиционировался он как налог на роскошь, потому что базой налогообложения была только жилая недвижимость, причем большой квадратуры – квартиры площадью более 120 м2 и дома более 250 м2.

Право определять размер налога под девизом «децентрализации» было отдано на места. В разных городах Украины органы местной власти устанавливали разные налоги. Платятся они в текущем году за год предыдущий. В Херсоне владельцы большого жилья платили в 2014 году за 2013, а в 2015 – за 2014 по ставке, утвержденной горсоветом – 1% от минимальной зарплаты, установленной на 1 января года, за который идет оплата.

То есть, если речь о текущем, 2016 годе, люди должны будут заплатить 1% от 1218 грн. Именно такой была минимальная зарплата в Украине на 1 января 2015. 1% от минимальной зарплаты – 12 грн. 18 коп., за каждый квадратный метр, превышающий необлагаемую налогом квадратуру. Но подчеркиваю: этот тариф – за 2015 год.

КОР. То есть, ничего не меняется?

В.С. В этом году – нет.

КОР. А как же с платежками, которые люди получат в июле 2016 года?

В.С. Во-первых, давайте еще раз уточним, что платежки по этому налогу получат не все владельцы недвижимости, а только те, у кого она превышает так называемую «налоговую» льготу.

В прошлом году налоговая льгота составляла для квартиры (квартир) – 120 м2, для дома (домов) – 250 м2. Все, что больше, облагается налогом, что меньше – нет. Большинства это не коснется. К сожалению или к счастью, большим жильем в нашей стране и в нашем городе обладают далеко не все жители.

Платежки люди получат до конца июля. Это будет платеж за 2015 год. Заплатить по ней физические лица – владельцы большой недвижимости должны в течение 60 дней. Налоговики называют deadline – конечный срок уплаты – до 28 августа.

КОР. Откуда же «шум» по поводу повышения налога на недвижимость?

В.С. От нечеткости украинского законодательства и неспособности законодателей объяснять «человеческим» языком, какие новшества вносятся и когда.

Весь, как Вы говорите, «шум» связан с тем, что в декабре прошлого года Верховная Рада внесла изменения в Налоговый кодекс, которые начали действовать с 1 января 2016 года.

Парламент «обложил» налогом на недвижимость не только жилые квартиры и дома, но и хозяйственные постройки – сараи, хлева, гаражи, летние кухни, мастерские, уборные, погреба и т.д. и повысил порог максимальных ставок, которые могут устанавливать по этому налогу органы местной власти.

Если раньше местные советы могли устанавливать его в сумме, не более 2% от минимальной зарплаты, то с 2016 года – налог не должен превышать 3% от нее.

Горсовет в Херсоне к этому вопросу подошел гуманно и установил минимальную ставку.

Раньше платили 1% от минимальной заработной платы, в 2017 за 2016 будут платить 0,5% и уже не только за жилую, но и за нежилую недвижимость. А вот налоговую льготу, то есть квадратуру недвижимости, которая налогом не облагается, уменьшили.

Платить налог будут владельцы жилой и нежилой недвижимости за каждый квадратный метр свыше 60 квадратов, если это квартира; свыше 120 квадратов, если это дом; и свыше 180 квадратов, если человек владеет разной недвижимостью – квартирой и домом, и их суммарная площадь превышает 180 кв.м.

КОР. Значит, платить придется больше.

В.С. Да, но лишь в 2017 году за 2016. И больше станет не столько сумма платежа, сколько количество людей, которые этот налог должны будут платить. Квартирами в 60 квадратов и домами в 120 обладают достаточно жителей нашего города.

КОР. Из всего уплачивается налог одинаковый?

В.С. Нет. Жилая и нежилая недвижимость облагаются по разным ставкам. Если в собственности есть квартира, гараж и сарай, то за квартиру надо платить по ставке для жилой площади, а за сарай и гараж – по ставке, установленной для нежилой недвижимости.

Причем есть нюанс: Херсонский горсовет в феврале, выполняя Налоговый кодекс, принял решение по этому поводу. Ставку для жилой недвижимости установил – 0,5%, а для нежилой – 0%. Так что за нежилую, возможно, херсонцам платить вообще не придется.

Теперь давайте посчитаем: ставка – 0,5% от минимальной зарплаты. На 1 января 2016 года минимальная зарплата 1378 грн. 0,5% – это 6 грн. 89 коп. за каждый «лишний» метр площади.

Для примера, если у вас лишний 1 метр, вы заплатите за него 6 грн.89 коп, если лишних 5 метров – 34 грн. 45 коп., если 15 – 103 грн. 35 коп. и т.д. Но это, еще раз подчеркну, расчет по уплате налога в 2017 году за 2016 год. Сейчас по этому поводу беспокоиться не стоит.

КОР. Что касается ограничений, введенных в отношении квартир до 60 м2, а домов до 120, не получится ли, что люди, у которых есть «лишние» метры, будут платить за всю площадь?

В.С. Нет, налогом будет облагаться только площадь, которая превышает налоговый «минимум». Если ваша квартира размером 100 м2, то платить придется только за 40 м2, превышающих «льготный» размер. 100 – 60 = 40 м2 – это и есть превышение лимита.

КОР. А если, скажем, квартира 75 м2, но она в собственности двух хозяев?

В.С. Если квартира разделена между двумя хозяевами, льгота в 60 м2 будет применена к каждому из них в отдельности, и они не будут платить налог.

КОР. Если квартира в 100 м2, поделена между двумя хозяевами: у одного 65 м2, в другого 35 м2, как быть?

В.С. Тогда считаются доли. Тот из собственников, кто имеет долю в 65 м2, будет платить налог за 5 «лишних» квадратов. А тот, у кого 35 м2, не будет платить налог вообще.

КОР. А как же с налогом на роскошь – именно так этот налог позиционировали, когда вводили. Какая ж «роскошь» в 60-ти метровой квартире?

В.С. Его должны по закону платить владельцы очень больших «объемов» (более 300 квадратных метров для квартир и 500 – для домов). Они дополнительно заплатят 25 тысяч гривен в год. Кстати, «налог на роскошь» в размере 25 тысяч гривен придется платить и за автомобили, которые стоят более 750 минимальных зарплат (1 миллион 33 тысячи гривен).

Но Ваши опасения не напрасны. В основе закона о налоге на недвижимость лежит «хитрый» принцип. В фискальной службе говорят, что такой налог платят во всей Европе. Возможно. Но в европейских странах размер налога зависит от рыночной стоимости жилья, а у нас законодатели привязали его к квадратным метрам.

А это ставит элитную недвижимость в один ряд с простыми сельскими домами. «Голь на выдумки хитра», поэтому лазейку найдут. Например, собственники больших частных домов регистрируют у себя в доме несколько человек. Большой дом разбивается на несколько владельцев и налог платить не нужно.

КОР. Эти правила окончательные или возможны изменения?

В.С. Налог на недвижимость полностью зачисляется в местные бюджеты. Все, что касается установления льгот, – прерогатива местных громад. Сельские, поселковые, городские советы, так же как и советы объединенных территориальных громад (на той территории, где распространяется их «власть») имеют право самостоятельно решать, сколько именно будут платить жители, какие категории людей освободить от уплаты этого налога.

Кроме того, в законе отмечено, что «при предоставлении льготы для физических лиц должно учитываться их имущественное положение и уровень доходов».

КОР. Таким образом, повышена значимость депутатов местного уровня?

В.С. Я бы сказал, им добавили головной боли. С одной стороны, можно установить максимальный процент, и местная казна будет получать дополнительные деньги для решения проблем территорий.

С другой, – нужно учитывать платежеспособность населения. В Херсоне именно поэтому ставку установили минимальную.

КОР. Получается, государство «подставило» местных депутатов: хотите деньги – берите ...

В.С. Здесь подход в большей степени нравственный, чем хозяйственный. Большинство депутатов – местные, они постоянно, а в маленьких деревнях и поселках ежедневно, встречаются с избирателями и смотрят им в глаза. С одной стороны – нужны деньги на содержание инфраструктуры, с другой – у людей нет денег.

КОР. В Херсонской городском совете по этому поводу были споры?

В.С. Еще какие. В прошлом году скандалов было вволю. Не меньше и в этом году. Решение не могли принять в течение нескольких пленарных заседаний. Политические противники обвиняли друг друга в различных грехах.

КОР. А известны ли цифры, сколько денег поступило в бюджет от уплаты налога на недвижимость?

В.С. Помните фильм «По семейным обстоятельствам»? Там героиня, спрашивает у другой, есть ли у нее знакомый маклер? «Маклер-то есть, только он напуган очень», - отвечает та. Так и у нас с прозрачностью информации о налоговых поступлениях.

Буквально, днями в СМИ появилось сообщение Главного управления фискальной службы в Херсонской области. Налоговики информируют, что с января по май 2016 года владельцы недвижимости уплатили в местный бюджет 3 млн. 800 тыс. гривен налога на недвижимость и что эта сумма на 2 млн.400 тыс. грн. превышает аналогичные поступления в прошлом году. Но за какой год были эти поступления? Что из этой информации понятно обычному человеку? И почему почти всю сумму налога перечислили именно юридические лица? Что, физлица в нашем городе не владеют элитными квартирами и домами?

Все дело в том, что расчет налога на недвижимость ведется фискалами на основании сведений Государственного реестра прав на недвижимое имущество. А там нет и сотой реальных сведений о владельцах недвижимости. Законов и налоговых кодексов можно принять сколько угодно, но если не будет действенных механизмов их реализации, все впустую.

И об этом не люди должны думать, которые сейчас начитаются «пугалок» о новых налогах, а власть.

Я хочу еще раз успокоить людей, все нововведения по налогу на недвижимость касаются уплаты в следующем году, и гарантировать, что до этого времени не появятся новые правила и законодательные идеи, не сможет никто.

Поэтому давайте жить спокойно и решать проблемы по мере их поступления.

КОР. Спасибо.

Василий КУРУКОВ