Пасхальные традиции Херсонщины

Событие Воскресения Христова — самый большой и светлый христианский праздник. Этот праздник еще называют Пасхою, то есть днем, в который совершилось наш переход от смерти — к жизни и от земли — к небу.

 

Пасха — самый древний и важный праздник богослужебного года.

Все мы знаем о главных традициях Пасхи. О том, что этому празднику предшествует Великий пост, Вербное воскресенье, Чистый четверг, в который нужно смыть с себя все грехи, Страстная пятница – день, который нужно провести в смирении и скорби. Также мы знаем и о главных символах Пасхи, а именно, о куличах, крашанках и писанках.

Но, мы, жители Херсонщины, не так хорошо знакомы с давними традициями Светлого Воскресения, которые, к сожалению, стали забываться.

Какие же обычаи, связанные с Пасхой, существовали у наших предков?

Начиная со Страстной пятницы, в Херсонской области закрывались все трактиры, а продажа спиртного была строго запрещена. За выполнением этого закона следила полиция. Но на второй день Пасхи снова открывались тогдашние «кафе», и выпить рюмочку-другую была уже не проблема.

В первые три дня праздника в Херсоне все жители или гости города могли подняться на колокольню и звонить в колокола.

Как и сейчас, в день Святой Пасхи вся семья садилась за праздничный стол и разговлялась. А вот для тех родственников, кто по какой-то причине был в дороге и не сидел за столом вместе со всеми, хозяйка отрезала кусок пасхи и, завернув его в рушник вместе с тремя крашенками, клала в красный угол. (Красный угол - у восточных славян наиболее почётное место в избе, в котором вешались иконы и стоял стол.

Иконы (божницы) в красном углу отождествлялись с алтарём православного храма, а стол — с церковным престолом. В божнице, кроме икон, хранили сосуд с богоявленской водой, громничные свечи, веточки освященной вербы, пасхальное яйцо). Через 40 дней, на Христово Вознесение, если путешественники к тому времени еще не вернулись, это «добро» отдавали нищим.

С давних времен существовала на Херсонщине и другая интересная традиция: ставить на пасхальный стол с пищей символическую «могилу» – тарелку, наполненную землей с проросшими стеблями овса, который сеяли незадолго до праздника. Между этими зелеными побегами клали столько яиц, сколько в этой семье усопших родственников. Эта тарелка с пасхальными яйцами была в доме до «проводов» (вторая неделя после Пасхи, которая для украинцев является поминальной).

Также в нашей области существовало поверье, что в ночь на Рахманскую Пасху мертвецы сходятся в церковь на всенощную, поют, молятся, разговляются тем, что принесли им родственники в день проводов.

Рахманская Пасха выпадает на двадцать пятый день после Пасхи, её еще называют Преполовением. Обычай говорит, что после того, как на Пасху поели яйца, надо собрать скорлупу и бросить ее в реку. Вода унесет эту скорлупу далеко в море, в "другой мир" к рахманам, и когда она приплывет, тогда будет и у них Рахманская Пасха.

Вот таких вот традиций Пасхи придерживались раньше херсонцы.

Наталия РОЖКОВАН