Херсон может достичь уровня туристического Львова за 4 года

Братья Гримм, братья Стругацкие, братья Коэн... эти словосочетания давно стали идиомами. Братья, работавшие вместе и благодаря объединению усилий и талантов создававшие что-то новое.

Алексей Сергеевич (слева) и Павел Сергеевич (справа) Билецкие

Такие "идиоматичные" братья есть в Херсоне - весь город знает братьев Билецких - отцов херсонского туризма, мастеров исторической реконструкции, организаторов "Тышо-Тышо Феста" и известных дизайнеров.

Их деятельность настолько разнообразна, что определить её одной сферой невозможно. Они называют то, чем занимаются - любовью к жизни. Теперь они начали осваивать ещё одно, новое для себя поле деятельности - политику. На местных выборах они идут кандидатами в депутаты городского и областного советов от партии "Украинское Объединение Патриотов - УКРОП".

- Менять мир снаружи очень тяжело - проще внедриться в мир в серединку и начать менять его изнутри. Что делать у нас понимание есть, а механизмов нет. Пока что всё происходит так: ты идёшь, ищешь какого-то чиновника или депутата и ему рассказываешь, что и как нужно сделать.

Он тебя в лучшем случае выслушает, но не факт, что прислушается к этому и будет так действовать. Когда же ты сам заходишь внутрь, ты понимаешь, что вот тут что-то можно поменять и меняешь. Только так у нас можно добиться конкретного результата, - говорят братья, объясняя своё решение принимать участие в выборах.

Алексей и Павел: как всё начиналось

- В далёком 1983-ем году в ХБКовском роддоме родился первый, - пошутил Павел в ответ на вопрос о том, а как же всё началось и как они пришли туда, где находятся сейчас.

В том, что они занимаются любимым делом, братья "винят" родителей, которые привили им любовь к прекрасному. Их мать - известная в Херсоне художница, член Союза художников Украины Светлана Анатольевна Билецкая. Родившись в такой семьи, невозможно было не полюбить прекрасное вокруг, не полюбить культуру, историю.

Павел: Родители в детстве объяснили - либо ты занимаешься тем, что тебе нравится, либо ты не занимаешься вообще ничем (потому что зачем ты тогда вообще живёшь в этом мире).

А так как нас двое, нам проще заниматься тем, что нам нравится, потому что всё время есть поддержка друг друга. Любой человек живёт по синусоиде по синусоиде - то подъёмы, то спады.

Алексей: И благо, что у нас эти волны обычно не совпадают, поэтому мы можем друг друга поддерживать, помогать.

Мы увлеклись любовью к своему краю. Из этой любви и увлечённости и выросли постепенно наши проекты. Что зародилось раньше - сейчас уже не можем понять.

Я отдельно это отмечаю, не знаю, к стыду или к гордости, но я работал на чужого дядю всего месяц в своей жизни. Всё остальное время у нас были свои проекты, где мы вдвоём либо с командой что-то делали и чего-то достигали.

Сейчас у братьев 4 глобальных проекта и множество более мелких. 4 кита, на которых зиждется их любовь к жизни это - дизайн, туризм и экскурсии, исторические реконструкции.

Дизайн - это образ мышления

Помимо всего прочего Павел и Алексей - дизайнеры. Именно с их помощью в Херсоне зарождались многие креативные проекты. Павел - член союза дизайнеров.

Алексей: Дизайн - это образ мышления. Это реклама, интерьер. логотипы, продукты, фирмы, пиар личностей... что угодно. Наше агентство идей "To Be" - это когда идея рождается, мы её развиваем и выдаём "под ключ".

Павел: С нашей помощью в Херсоне рождались проекты "Прищепка", "Коко", "Кофейня на Почтовом переулке", "Дилижанс" и многие другие. Мы разрабатывали логотип и первоначальний интерьер "Требуйте везде" на "Фабрике". Я не беру уже всякие "АльфаБанки" и многое другое. В прошлом году меня очень порадовало работать с "Harley&Davidson" - мы для них делали футболки - погрело душу (смеётся)

Туризм и экскурсии - ХерсON

Видешь Билецких - говоришь "туризм", видишь "туризм" - говоришь "Билецкие". Их имя прочно связано с туризмом, настолько прочно, что Алексея и Павла можно называть его "отцами" в Херсоне.

Алексей: Вначале любили эту землю, потом начали показывать её друзьям, а потом решили попробовать показывать всем остальным.

Алексей: Мы сделали первую экскурсию бесплатную, чтобы проанализировать, а нужно ли это. Народу собралось так много, что пришлось ограничивать количество людей.

Павел: Мы создали Центр туризма и приключений "ХерсON" и начали водить экскурсии, показывать, исследовать. Но очень быстро поняли, что нас ждёт "стеклянный потолок". В Херсоне 350 тысяч человек - это очень мало. А если уж мы начали этим заниматься, то хочется заниматься серьёзно и хорошо.

И пришло понимание, что Херсону нужно больше туристов. И что нужно глобально развивать Херсон не только в туристическом аспекте, а во всех других.

"Рассказать и создать красивую картинку мы умеем. Да, мы можем раскричать на всю Украину: "Эге-гей, Херсон лучший в мире, это столица мира!" И сюда приедут. Но если сюда приедут один раз и увидят здесь разруху, они сюда второй раз не приедут. Отсюда вылился проект - улучшение города глобально, дизайн города".

Алексей: Велодорожки - это туризм? Туризм. Чистые улицы и ухоженные газоны - туризм? Тоже туризм. Потому что если турист приезжает и видит там засохшую землю, то спросит: ребята, вы рассказываете о том, какое у вас великое историческое наследие, а что ж вы в говне-то живёте.

Вперёд - в прошлое

Прогресс немыслим без осознания своих корней, считают братья. Их хобби - историческая реконструкция. Больше всего они любят воссоздавать эпоху викингов. Но реконструкция - вовсе не "игра для взрослых", как считают многие. В первую очередь - это просветительская деятельность, изучение истории родного края.

Павел: Наша история учебников очень выборочная...

Алексей: ...ограниченная...

Павел: ...на протяжении веков её меняли, чтобы было удобно и выгодно.

А ведь любить можно только то, что ты уважаешь, а уважать только то, что ценишь, а ценить - только то, что знаешь. Поэтому обязательно надо рассказывать и показывать - чтобы народ знал, где он живёт, а, как следствие, - любил и хотел менять.

Нас очень радует, что после наших прогулок и экскурсий появляются инициативы - волонтёрские, предпринимательские, кто-то хочет вкладывать деньги, а кто-то просто взять метёлку пойти подмести на своей улице.

Они оживляют историю

Братья Билецкие 3 года назад основали первый в Украине Музей живой истории "Олешье", который объединил в себе и туризм, и элементы исторической реконструкции, и ликбез про нашу культуру.

К сожалению, с наступлением кризиса проект оказался в полузамороженном состоянии - туда иногда ездят экскурсии школьников,

Алексей: Сейчас музей больше существует виртуально, по необходимости. Вот буквально вчера у нас было сто детей из школы. Туда выезжает команда, ставит реквизит, рассказывает, показывает - дети влюбляются во всё это, - потом всё сворачивается и увозится.

Павел: Стационарно пока не можем там обосноваться - нет поддержки от власти. Мы договорились с бизнесом - предприниматели помогают нам с арендой земли. К сожалению, с государством у нас взаимоотношения странные - вроде бы все нас поддерживают, машут руками и хлопают в ладошки, но конкретной помощи никогда никакой нет. Не мешают - и то хорошо.

Алексей: У нас несовершенное законодательство, как на местном уровне, так и на государственном.

Павел: Например, в законе о местном самоуправлении нет вообще упоминания туризма в принципе. То есть местное самоуправление не имеет права заниматься туризмом только потому, что это не прописано в законе. Так о какой туристической столице мы можем говорить?

ТИЦ от братьев Билецких

В этом году вместе с городской властью братья Билецкие запустили новый проект - туристическо-информационный центр (ТИЦ).

Павел: ТИЦ - это офис, в который может обратиться любой херсонец или приезжий и спросить: "Ребята, а куда в Херсоне можно пойти?"

Алексей: По-модному это называется "welcome office" - администратуры встречают человека и на русском. украинском или английском всё объясняют.

Павел: Бывает, в день заходят несколько иностранцев и один местный, бывает - один иностранец и несколько местных. Это связано с выходными, с праздниками, с погодными условиями. Мы можем отслеживать системные изменения интереса к разным туристическим "продуктам" нашей области.

Алексей: Сейчас делаются стойки для информационной продукции о ТИЦе, которые поставят на вокзале, в аэропорту. Буквально недавно подписали документы, утвердили все эскизы. Крайне медленно всё это делается, Как люди бизнес-среды мы понимаем, что это можно сделать во много раз быстрее и установить эти стойки за неделю. Но всё упирается в эту инертную бюрократическую машину, с которой приходится дружить и работать. Но ничего, мы победим!

Алексей: ТИЦ - это инструмент. Развивать туризм в городе абстрактно очень тяжело. Нужны конкретные шаги и ТИЦ - это как раз та конкретная структура, которая должна лоббировать интересы туризма в областных и городских советах, в общественных советах.

"Тышо-Тышо Херсонщина!"

Павел рассказал забавную легенду: когда-то князь Потёмкин, приехав в эти края, набрал горсть здешней земли, поднёс её к лицу, понюхал и сказал: "Тышо-тышо земля!" Ну и, естетственно, решил основать здесь город...

Павел: Мы решили провести эксперимент, который показал городским властям на конкретном примере туристический потенциал Херсона. Когда мы до этого говорили про туризм в Херсоне, власть с непониманием смотрела на нас и крутила у виска: "В Херсоне? Вы о чём! Такого быть не может, это сколько денег надо сюда вкладывать, чтобы развивать туризм..."

Выбрали локацию сказали себе, что за месяц организуем фестиваль и покажем, во что может превратиться набережная Херсона. Как же все удивились, когда у нас получилось! В обычный день набережную посещают от силы человек 200 – а за первый фестиваль за два дня прошло 15 тысяч человек! Это был бум.

Алексей:

"Мы видим эти механизмы и знаем, как их использовать в масштабе всего города. Весь Херсон можно сделать таким фестивалем, правильно расставив акценты в городе, благоустроив его, правильно расставив приоритеты, насытив город интересом и смыслом".

Второй фестиваль, приуроченный ко Дню города, посетили 30-35 тысяч человек. Это колоссальное число для Херсона! Приезжали несколько организованных автобусов из Николаева, Одессы, машинами ехали ребята из Киева, Ивано-Франковска – и это только то, что нам известно.

Более того – специально на наш фестиваль через "Турецкие авиалинии" прилетели иностранные туристы.

Павел: А вы знаете средний чек иностранца? Они привозят деньги в наш город, который поступят в бюджет и пойдут на благоустройство жизни в Херсоне.

Херсон может стать туристической столицей за 4 года

За 4 года Херсон может достичь уровня Львова, уверены Билецкие. Но этого нужно захотеть и хорошенько для этого постараться.

Алексей: Львов добился этого за 7 лет – мы, используя опыт Львова и Одессы, сможем сократить этот срок до 4-х.

Павел: Но власть не то что этому не содействует, а зачастую даже препятствует. Очень часто мы сталкиваемся с препятствиями. Самое банальное - в законе "О местном самоуправлении" вообще нет упоминания туризма - в принципе. То есть местное самоуправление не имеет права заниматься туризмом, только потому, что это не прописано в законе. Так о какой туристической столице мы можем говорить?..

Туризм - нужен. Развивать - некому

Сейчас нет ни единого органа, который занимался бы созданием стратегии развития в регионе туризма.

Алексей: В Херсоне получается, что такие лебедь рак и щука, каждый из которых видит по-своему, как стоит развивать туризм. То есть: "А давайте внесём в туризм такую-то сумму и напечатаем кучу листовок!" - "А давайте!", "А давайте поставим какие-то указатели!" - "А давайте!" А к чему это приведёт - непонятно.

Павел: Вот и делает каждый, кто во что горазд - получается город-шапито.

Алексей: Каким будет Херсон через 5 лет? Может, это будет промышленный город, может - студенческий городок и IT-технологии, или туристическая столица - пункта "Б" куда мы идём никто назвать не может.

Павел: Срубить сегодня, чтобы жить прямо сегодня лучше - эта теория всё меньше работает. Ты когда саженец тыкаешь в землю - можешь с него завтра яблоки собрать? Вряд ли.

И нельзя ругать первоклассника за то, что он не знает алгоритмов. Не знаешь - спроси у специалистов, экспертов. Управленец городом, мэр должен быть в первую очередь менеджером. В чём преимущество менеджера - он не обязан уметь всё, но он должен уметь организовать, спросить, направить, сколотить команду. А в команде на должностях должны быть эксперты, а не люди, которых надо куда-то пристроить

Павел: У нас начальники управлений не успевают меняться, зачастую возглавляя совершенно разные отрасли.

"Лёша, слушай, а давай завтра займёмся тяжёлой металлургией, а? Почему бы и нет?", - шутит Павел.

В партии УКРОП "подкупила" команда

Алексей и Павел никогда не поддерживали ни одну политическую силу и не состояли ни в одной партии. Но, увидев, какие люди вошли в херсонскую команду партии "Украинское Объединение Патриотов - УКРОП", они не смогли оставаться в стороне.

Павел: В херсонском "УКРОПе" нас подкупили люди, которые вошли в команду. Я знаю этих людей, они умеют реализовывать успешные проекты, строить, развивать - это и Боржков, и Козлов, и Зеленский... Такая команда не может не внушать доверия.

"То, чем мы занимаемся – это не просто работа. Это – любовь к жизни. Мы любим этот город, эту область, эту страну, поэтому хотим её развивать.

Бог на протяжении веков поцеловал эту землю несколько раз - грех этим не воспользоваться".

Анастасия ПРИВАЛОВА