Вячеслав Яременко: Снижается доверие людей к системе субсидий

Вячеслав Яременко: Снижается доверие людей к системе субсидий

В ходе недавнего выездного заседания правительства с главами ОГА восточных и южных регионов, премьер Яценюк признал низкий уровень организации всего процесса предоставления субсидий и неэффективной работы служб социальной защиты населения.

Абсурдность принятого решения заключается в том, что он поручил СБУ и МВД разобраться с задержками в оформлении субсидий.... Службам, основными функциями которых являются вопросы национальной безопасности, соблюдение прав и свобод каждого человека в рамках законодательного поля, но, никак не перебирание тонны бумаг и заявлений людей, которые хотят хоть как-то избежать жестокой участи стать нищими после нереального скачка в стоимости оплаты услуг ЖКХ.

Ничем иным, как пиар-ходом в преддверии местных выборов и начала борьбы за электорат, данное поручение Яценюка назвать не возможно. Это подтверждает и комментарий Министра МВД Авакова, который попытался объяснить это «недоразумение» ТЕМОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СТРАНЕ, но фактически только подтвердил беспомощность правительства в вопросе разрешения проблемы тарифов и их компенсации и то, что электоральные настроения на Востоке и других областях Украины напрямую зависят от решения данной проблемы.

Резкий скачок тарифов на коммунальные услуги является для правительства высоким фактором риска протестных настроений среди населения. Однако предложенная правительством обновленная программа субсидий пока не заработала должным образом:

• Число обращений за субсидиями значительно меньше запланированного правительством уровня.

• Количество фактически назначенных субсидий значительно меньше количества поданных заявлений.

Реакция населения на новые тарифы ЖКХ не совпадает с ожиданиями правительства. Недостаточное число обращений населения за субсидиями объясняется следующими факторами:

• Большинство украинцев считает тарифы не сопоставимыми с их доходами и рассчитывает, что правительство одумается и отыграет назад повышение тарифов. Эти настроения подогревают и заявления политиков, называющих тарифы экономическими необоснованными и требующих снизить новые тарифы на газ и отопление.

• Значительная часть населения плохо ознакомлена с имущественными критериями в новом порядке предоставления субсидий и полагает, что их доход не позволяет претендовать на субсидию.

• Также размер компенсации для некоторых домохозяйств является крайне незначительным (5-50 грн. в месяц) и не стоит, по их мнению, затраченного времени, на все еще требующий значительного времени процесс подачи документов на субсидию.

• Часть работающих украинцев считает даже потенциальную возможность обращения за субсидией унизительной. Если семья, состоящая из двух взрослых человек, занятых полный рабочий день, вынуждена обращаться за субсидией, то, по их мнению, тарифы не обоснованы, а сама процедура обращения за помощью к государству от работающего человека выглядит унизительно.

Помимо более низкого за прогнозируемый период уровня обращения за жилищно-коммунальными субсидиями, вырисовалась еще одна проблема – НИЗКИЙ ПРОЦЕНТ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВОК. Причиной этой проблемы является:

• Местные органы социальной защиты не справляются с объемом заявок. Правительство не укрепило чиновничий аппарат ни численно, ни организационно, ни технически. Отсутствует возможность быстрого взаимного доступа служб (налоговой, пенсионного фонда, газовых служб, ЖЭКов, водоканалов и т.д.) к базам данных друг друга.

• Постоянно изменяющиеся правила и формы заявок сбивают с толку чиновников. Не желая брать на себя ответственность, они не спешат принимать решения по назначению субсидий. Кроме того, не распределены полномочия по консультированию между ЖЭКами и социальными службами.

Все это свидетельствует о недостаточной эффективности предложенного правительством механизма предоставления субсидий и плохо проведенной коммуникационной кампанией по разъяснению новой программы. Постоянная смена правил и изменения форм обращения за субсидиями также снижают доверие населения к программе.

Ну, а попытка привлечения силовых органов к решению социальных проблем является нонсенсом не только в украинской, но и в мировой практике.

Вячеслав ЯРЕМЕНКО
Херсонская региональная организация ПП «ОППОЗИЦИОННЫЙ БЛОК»