Зимой Херсону жарко не будет…

Сейчас на улице +35, в помещениях – все 50. И «прохлады», в связи с избирательным процессом в Украине, ждать не следует до середины осени – политики будут поднимать «градус» политических страстей до максимума. А что потом?

Чего ждать зимой, когда политические страсти улягутся, и мы останемся один на один с минусовой температурой на улице. Вот тогда-то и будем вспоминать летнюю жару.

Жаль, что августовского тепла, как консервированных помидоров или баклажанов, нельзя запасти впрок на зиму. А как было бы здорово: открыл баночку, и сразу стало тепло в квартире и радостно на душе. Ни газа не нужно, ни горячей воды...

А какая экономия для домашнего бюджета... Увы, все это – лишь плод журналисткой фантазии.

А вот с холодами тепла в квартирах, судя по всему, ждать не следует, как минимум, до будущего мая. Так что, запасаемся летними воспоминаниями.

О том, что происходит в «отопительной» отрасли, мы беседуем с мэром Херсона 2002 – 2012 годах, народным депутатом Украины VII созыва, кандидатом экономических наук Владимиром САЛЬДО.

КОР. Владимир Васильевич, есть ли надежда, что эту зиму херсонцы перезимуют в теплых квартирах?

В.С. Надежда есть всегда. Но реалии жизни показывают, что надеяться на тепло у горожан резона мало. И тому есть несколько причин.

Во-первых, в июле Украина значительно сократила импорт газа из Евросоюза (в сравнении с июнем, его объем упал более чем в 2 раза, с 1,369 млрд. куб. м до 0,6 млрд. куб. м).

Во-вторых, прекращена закупка газа из России. В минувшем месяце мы получали газ только из Словакии в объеме 22,8 млн. куб.м. И это при том, что только в первом полугодии импорт сокращен на 27%.

КОР. Чем это вызвано?

В.С. Факторов несколько. В первую очередь, о чем не говорят громко, на это катастрофически не хватает средств. Потом, и об этом тоже «не кричат», переговоры в формате: «Украина – Россия – ЕС» оказались совершенно не результативными, что и вызвало остановку импорта.

В-третьих, Россия не хочет проводить переговоры в «трехстороннем формате» до сентября, во всяком случае, именно так заявил министр энергетики России. Там считают, что условия определены, и вести переговоры следует только по IV кварталу.

А IV квартал – это уже период, когда начнется отопительный сезон. Следовательно, потребление газа возрастет в разы. И к этому времени Украина должна закачать в хранилища еще порядка 6 млрд. куб.м.

КОР. Как много не хватает на это средств?

В.С. Сумма более чем внушительна для сегодняшнего состояния украинской экономики. Более миллиарда долларов, ну или около 30 миллиардов гривен. О том, где взять эти деньги, должно думать сейчас правительство. А оно, к сожалению, занимается политическим популизмом.

КОР. Есть ли шанс, что Украина найдет деньги самостоятельно?

В.С. Не нужно строить никаких иллюзий. В бюджете таких средств нет. И правительство, хоть и не прямо, но, все же, сознается в этом. В минувшую субботу (01.08.15.) Министр энергетики Украины Владимир Демчишин приоткрыл завесу тайны, проговорившись, что сейчас правительство ищет пути решения этой проблемы и снова надеется на помощь внешних источников.

КОР. Т.е., опять государственный долг?

В.С. Да, речь велась именно об этом. Тонкости переговорного процесса не раскрываются. О том, что такие переговоры ведутся, становится известно только узкому кругу людей, об этом в СМИ не пишут, как Вы понимаете. Общество продолжает оставаться в неведении.

Судя по информации, которая есть у меня, по состоянию на начало недели мы снова находились в процессе поиска внешних заимствований у «международных финансовых институтов». В правительстве так и говорят: «Мы надеемся, что «нас поддержат». Вопрос только, кого это «нас»?

К сожалению, эти надежды могут быть подкреплены только обязательствами Украины.

КОР. Обязательства – это снова долги?

В.С. Да, заимствования. И именно в таком состоянии мы живем уже не первый год. Я точно знаю, что процесс переговоров с ЕБРР (Европейский Банк реконструкции и развития – прим авт.) идет, но назвать его успешным сложно. Он постоянно «пробуксовывал».

КОР. Как Вы думаете, с чем это может быть связано?

В.С. Вариантов сколько угодно. Но, думаю, первоочередной – есть ли у Украины шансы все это отдать? Из каких источников государство будет возвращать долги?

В ЕБРР сидят не дети, и они внимательно следят за всеми процессами, происходящими в Украине. Там четко подсчитывают: сколько государство зарабатывает, сколько имеет своих капиталов, сколько уже должно.

Так вот, сумма долга, которую имеет Украина, уже критическая. И неважно, кто и как брал, из какой политической силы Премьер. Договоры подписываются не с политиками, а с государством. И именно оно несет ответственность по заимствованиям.

Поэтому все разговоры о «папередниках» уже не проходят. Нынешнее правительство во главе с Премьером достаточно находится у власти, чтобы отвечать за свои поступки. Для международных кредиторов «политические тонкости» играют гораздо меньшую роль, чем анализ экономической и финансовой составляющей в стране.

Там точно понимают, что государство находится на грани дефолта, которого сейчас удалось избежать только чудом.

КОР. Что будет дальше?

В.С. Ну. Я же не Нострадамус. А тут все покрыто «тайной» и «мраком». В отличие, скажем от европейских стран, где подобные процессы проходят в открытую. Там публикуется всё: отчеты, доклады, аналитические записки. Каждая структура, при желании, может ознакомиться со всеми данными. Вот и выходит, что Украина не такой уже и благонадежный плательщик по долгам.

КОР. Что, все так плохо?

В.С. Из не публичной информации, но из абсолютно достоверных источников могу вам сказать, что государственный долг в этом году составит до 95% ВВП (это прогнозный расчет по итогам за июнь).

Что касается внешнего как государственного, так и гарантированного государством долга, то он может составлять уже 62% ВВП.

КОР. С чем это связано?

В.С. С финансированием «дефицита» средств у НАК «Нафтогаз Украины», как смешно это ни звучит.

КОР. Опять? Мы же платим немереные деньги за газ?

В.С. Это «черная «акционерная» дыра» нашей экономики. Мы будем должны всегда.

КОР. Почему?

В.С. Ставленников одного Премьера поменяли на ставленников другого. А процесс финансирования «акционерной» компании из государственного бюджета – бесконечный. Уже сегодня «Нафтогаз» украинцам обходится в более 3% ВВП. Кроме того, идет постоянное рефинансирование банков.

КОР. Но об этом уже столько сказано...

В.С. Сколько бы ни говорили, а деньги не перестают быть деньгами. Тем более, что на этом направлении Украина тратит твердую валюту, а не инфляционную гривну.

КОР. Вы хотите сказать, у нас работает «печатный станок»?

В.С. Еще и как, - в 3 смены!

КОР. А что касается финансирования закупки угля, газа?

В.С. Думаю, что ситуация будет решена «простым» путем – кредит под гарантию государства получит или НАК, или его возьмет само государство.

КОР. Т.е, в случае если НАК не сможет платить...

В.С. Будет платить государство. Это «дежурная» схема. Она родилась не сегодня, и, увы, умрет не завтра.

КОР. А как же тогда быть с тем, что НАК зарабатывает?

В.С. И, причем, не так мало, как принято говорить. Только в минувшем году и только по транзиту газа из России в Европу «чистая» прибыль Нефтегаза Украины составила 17,1 млрд. грн.

КОР. И это все...

В.С. Нет, не все. Еще в конце прошлого года эксперты посчитали, что плановая прибыль НАК без учета транзита и всех «подъемов» цены (значительное подорожание произошло уже в этом году – прим. авт.) должна была составлять не менее 960 миллионов долларов (на тот момент это было 15,5 миллиарда гривен – прим. авт.).

КОР. И как же после этого жить? Там прибыль, а тут полное обнищание.

В.С. Это и есть те самые «схемы», по которым одни живут, а другие только «выживают».

КОР. И чего же ждать?

В.С. Возможно новое подорожание с начала сезона и новое поднятие цен для населения. Скорее всего, это произойдет сразу после местных выборов. Не думаю, что до «голосования» Яценюк рискнет еще больше опустить рейтинг своей партии.

Что же касается непосредственной подготовки к отопительному сезону, то тут вопрос состоит в закупке, как минимум, от 5 до 6 млрд. куб.м газа. И именно об этом сейчас идут переговоры.

Насколько я знаю, ведутся они сразу по нескольким направлениям: Европа, увеличение поставок со стороны Словакии. Ну и, неизбежно, Россия. Для нормального «входа» в сезон Украине нужно иметь в запасах, приблизительно, 19 млрд. куб. м газа и не менее 3,5 млн. тонн угля. Все это очень проблематично.

КОР. Не случайно в минувший понедельник Премьер в срочном порядке собирал «антикризисный энергетический штаб»...

В.С. Да, ситуация катастрофическая. Я Вам скажу больше – страна не готова обеспечивать своих граждан ни телом, ни электричеством.

КОР. Насколько известно, Яценюк в достаточно суровой форме раскритиковал систему управления в сфере энергетики.

В.С. И что тут удивительного? Но Арсению Петровичу об этом следовало заявлять 2 – 3 – 4 года назад. Он не сегодня появился в правительстве и, тем более, во «власти». Он «во власти» – постоянный человек. Поэтому, как Вы говорите, «критика в суровой форме» – не более чем политические заявления для поддержания собственного имиджа.

Да, Премьер не руководит каждым отдельным направлением или отраслью. Но, он является Главой исполнительной власти. И для страны, и людей было бы гораздо лучше, если бы вместо игры в политику он занимался хозяйственной деятельностью. А так, ведя политические игрища, он совершенно забыл, что Премьер – это всего-то «завхоз» государства, и не более.

Все, что происходит сегодня в энергетике нашей страны, родилось не спонтанно. И к тому хаосу, который творится в Украине, руку в полной мере приложил и сам Яценюк.

Поэтому сегодня нужно не заседания «антикризисного энергетического штаба» проводить, а менять систему. И то, что правительство этого не делает, ярко свидетельствует, что интересы государства, в том числе энергетические, оно превратило в прибыльный бизнес.

Потому все заявления о «плохой работе рынка» – от лукавого. Рынок не может работать хорошо, когда им управляют в ручном режиме, с улицы Грушевского в городе Киеве.

КОР. Можем ли мы сейчас представить, откуда будут закупать уголь?

В.С. Конечно. Еще 1 июля состоялся тендер на закупку угля из Польши, ЮАР, России и Австралии. Предложения звучали так: Украина – 1 116 грн. за тонну, Польша – 1 300, ЮАР – 1 698, Россия – 1 835, Австралия – 1 865 грн. за тонну. Победила ЮАР. И уже сегодня мы получили первую партию угля.

Кроме того, есть решение об увеличении Украиной импорта газа из Европы через территорию Словакии на 14,7%. Ну и ведется речь о продолжении закупки угля, газа и электроэнергии в России.

Но делать это будет, скорее всего, уже не Демчишин. Ведьне случайно прозвучала фраза, что «коалиция» допустила кадровую ошибку, и что в сентябре она ее исправит.

Поэтому снова реальные дела заменят перетасовкой колоды.

КОР. Что касается кадровых ошибок, то, увы, не одну... Спасибо, к теме мы еще обязательно вернемся.

P.S. Когда материал был готов к публикации, стало известно, что Украина решила вопрос о внешнем заимствовании. Международный заем получила НАК «Нафтогаз» под гарантии государства. То, о чем говорил наш эксперт, подтвердилось.

Василий КУРУКОВ

© 2008 - 2024 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: khersonci08@gmail.com, контактиархівТеатр Куліша - Херсон