Владимир Сальдо: О тарифах без популизма

Владимир Сальдо: О тарифах без популизма

Сколько бы разговоров ни велось по поводу обоснованности или необоснованности тарифов на жилищно-коммунальные услуги, ясно одно: этот вопрос должен быть урегулирован законодательно.

На уровне закона нужно не только обеспечить контроль за качеством этих услуг. Самое главное - добиться прозрачного начисления тарифов и справедливой цены на газ, тепло, воду, электроэнергию для населения.

Пиарщики различных политсил «тягают» эту тему повсюду, вкладывая в уста партийных вождей вожделенные людьми слова о снижении тарифов. Но что же сделано на самом деле?

Мы задали несколько вопросов по этому поводу человеку, разбирающемуся ЖКХ. За десятилетие руководства городским хозяйством Херсона и более чем двухлетнюю работу в парламентском Комитете по строительству, градостроению и жилищно-коммунальному хозяйству, Владимир САЛЬДО остается одним из наиболее компетентных в Украине экспертов в этой сфере.

Кор: Владимир Васильевич, Вы знаете работу и в Киеве, и на местах изнутри. Что реально делается для снижения высоких тарифов?

В.С. Заметьте, что при всех рассуждениях об обоснованности тарифов никто не вспоминает о людях. Никто не говорит о размерах зарплат и пенсий, которые, исходя из повышений, надо пересматривать.

Широко разрекламированная рабочая группа, изучающая обоснованность повышения тарифов на энергоносители и коммунальные услуги, занимается этим уже более 2-х месяцев. И единственное их достижение состоит в уменьшении нормы потребления природного газа для населения в 2 раза – с 6 до 3 куб.м на человека в случае, если нет счетчика.

Вот здесь и начинаются манипуляции. Что такое 6 кубов по старой цене и 3 куба по новой, когда тариф увеличен в 7 раз? Люди все равно платят гораздо больше, а доходы их остаются на прежнем уровне. Это первое, о чем умалчивают. И потом: для 80% потребителей это уменьшение облегчения не принесет.

Потому что многие давно установили счетчики и платят, в зависимости от потребления. Опять таки, в 7 раз больше, чем платили еще недавно. И это сейчас, летом. А ведь зимой потребление газа возрастет, минимум, на 30%.

Можно ли такое «достижение» ставить в заслугу рабочей группе? Хотя, всем понятно, что Кабмином и входящими в сферу его влияния монополиями злоупотребления в тарифной политике были доведены до настолько высокого уровня, что любая манипуляция с использованием слова «понижение» – уже результат. Потому-то этот прием сейчас так активно используется.

Кор. И все-таки, если нормы потребления газа снижены, это должно сказаться на стоимости коммунальных услуг?

В.С. По идее, разница в платежках должна была быть ощутима еще с мая. Но люди этого не почувствовали и понятно, почему. Как тут не играй с нормами, переплата настолько значительна, что ставит многих на грань выживания.

Нам повсюдно рассказывают, что Нацкомиссия по госрегулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг под давлением все той же рабочей группы признала тарифы и нормы потребления природного газа для населения завышенными вдвое. Хорошо, что признала.

Но тогда она обязана обосновать и снизить цены на газ и тепло. Тем более, Россия уменьшила стоимость газа для Украины по сравнению с зимой с 385 до 247 долларов за тысячу кубометров. Чтобы снизить тарифы для людей, есть все основания.

Этого не происходит, а Премьер, ссылаясь на выводы какого-то аудита, заявляет, что о понижении не может быть и речи. Мышиная возня получается. Заседания рабочей группы, выступления перед телекамерами, графики, цифры. Людям задуривают головы, а в холодном остатке – платежки, которые нужно оплачивать.

И при этом заговаривается очень важный момент. Учет услуги и контроль за ее качеством. Вот что должны обеспечить те, кто на уровне государства, да и на местном уровне, занимается этой темой. А учет начинается с установки соответствующих приборов.

Есть же счетчики на электроэнергию, значит, обязательно должны быть и на газ, и на тепло. Человеку нужна возможность видеть, каким образом и за что он платит. Но кто будет платить за установку счетчиков? Людям опять рассказывают, что это можно сделать в рамках так называемой инвестиционной программы, по которой облгазы устанавливают счетчики бесплатно по всему дому.

Но проблема в том, что такая установка проводится согласно очередности, расписанной до 1 января 2018 года. А до этого времени что, переплачивать? «Нет, - убеждают вас. – Можно установить прибор учета и быстрее».

Но, если владелец квартиры пожелал установить счетчик, не дожидаясь очереди дома, ему такие работы обойдутся минимально в 856 грн. (выезд мастера, составление схемы, установка счетчика, отключение газовой плиты, установка газовой плиты).

И, кроме этого, нужно будет еще заплатить 2 с лишним тысячи за использованные материалы. Где же здесь справедливость? Попробуйте задать любому облгазу подобный вопрос. Со ссылками на законы, постановления партии и правительства они тысячу раз обоснуют вам свою правоту. Поэтому срок действия программы следует сузить.

Кор. Может, просто нужно заменить Министра ЖКХ, Голову Нацкомиссии, переформатировать правительство?

В.С. Любая реальная реформа начинается с изменения системы. У нас же реальное бездействие и реальные проблемы сводят к каким-то фамилиям, каким-то чиновникам, каким-то в чем-то виноватым. Сегодня в пеной у рта рассказывают, какой он «чистый», никогда не брал, не берет, не возьмет, не состоял, не привлекался.

Завтра своих же ставленников называют виноватыми в собственных просчетах, обвиняют во всех грехах и требуют переназначения. Присмотритесь. Это просто правила нашего времени. Но меняется ли от этого система? Получается как в известной басне Крылова. От того, что проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка десять раз пересядут с места на место, музыкантами они не станут.

Так и тарифной политике. Здесь требуется скоординированная работа. Воля к изменениям. Слаженные действия всех: Президента, Кабмина, Нацкомисии (Национальная комиссия по регулированию рынка энергетики и коммунальных услуг – ред.), нардепов, и обязательно - местных властей.

Хотя и Президент, и Кабмин, да и местная власть от этой темы отмежевываются, ссылаясь на полную самостоятельность так называемого госрегулятора. Но кто его таким самостоятельным сделал?

Президент и Кабмин в Украине – такие же субъекты законодательной инициативы, как и депутаты. Да и в руках у обоих – наиболее многочисленные фракции Коалиции. Поэтому только слаженный системный механизм даст нужный для экономики, а главное - приемлемый для людей результат.

Кор. А можем ли мы ожидать каких-либо изменений в стоимости электроэнергии?

В.С. С мая Нацкомиссия, а ее сделали безусловным монополистом в этой сфере, утвердила новые дифференцированные тарифы на электроэнергию. Они теперь зависят от объемов потребления. А норма потребления для самого маленького тарифа уменьшена на треть – со 150 до 100 кВт.

Кроме того, льготы для людей, в квартирах и домах которых установлены электроплиты, отменены. Это приведет к тому, что платить придется значительно больше, даже при экономии.

Поэтому первое, на чем должны настаивать члены той же рабочей группы, – требовать от Нацкомиссии вернуть объемы потребления по наименьшему тарифу на уровень 150 кВТ, как было еще совсем недавно.

Кор. Ощутят ли люди реальные результаты от «тарифной войны» между политиками.

В.С. От войны никогда не следует ждать позитивных результатов. Они могут быть только от консолидации усилий.

Думаю, рабочие группы по обоснованности тарифов, которые устанавливаются и в Киеве, и на местах, должны быть созданы и на местном уровне. Их задача – не просто констатировать ситуацию, а контролировать обоснованность тарифов, утверждающихся местным самоуправлением.

Созданы ли такие рабочие группы в Херсоне? Вряд ли. А их деятельность необходима. Потому что злоупотреблений здесь может быть не меньше, и противостоять им во многом может именно местная, а никак не центральная власть. А тарифы нужно уменьшать, и для этого есть все основания.

Беседовала Людмила СЫРОВАТКО